вторник, 24 мая 2016 г.

Обзор настольной игры "Grand Bazaar".

 Азербайджан. К этой стране я стал необъективен после того, как подружился с Эльманом, соавтором всех наших выпущенных игр. И как любители настольных игр, мы регулярно обсуждаем рынки настольных игр наших стран. До некоторых пор, по крайней мере на мой взгляд, игропром Азербайджана простаивал и местный рынок довольствовался тем, что можно было достать у стран-соседей. Но теперь всё изменится - появился продукт, впитавший в себя местный колорит и который пойдёт на экспорт. О нём, как вы поняли, и пойдёт речь.

.
ЧТО ВНУТРИ?
В этой шикарной коробке скрываются три зип-пакета с картами и денежками, игровое поле, три фишки-мипла и правила игры на нескольких языках. Для видавших виды настольщиков удвивительным окажется буклет именно этих правил игры по той простой причине, что первыми идут правила на азербайджанском. По крайней мере, у моих игровых партнёров, которые привыкли к русскому, английскому и даже немецкому в правилах, это вызвало удивление, будто диковинка какая. =)

Прежде, чем мы перейдём к игровым компонентам, я хочу отдельно написать пару строк о коробке. Дамы и господа! Перед вами самая крутая по толщине стенок коробка! Я ещё никогда не держал в руках коробку от изданной настольной игры такой плотности картона, как здесь. Толщина стенки коробки примерно 2,5 мм. Да такой коробкой можно гвозди вбивать! =) Также, если вы заметите, коробка обклеена специальной бумагой не только снаружи, но и внутри. Опять же на моей памяти все коробки, что отечественные, что иностранные, внутри встречали игрока голым необклеенным картоном. Я ещё не добрался до внутренностей, а игрой уже приятно владеть. =)

Всё, что нам для игры надо: шкала изменения цен, три мипла, денежки, карты изменения цен, карты драгоценных камней.

За шик, блеск и красоту игры отвечает Александр Рош, довольно известный в мировых настольных кругах художник, на счету которого несколько десятков оформленных хитов. Мне кажется, что после того, как автор "Гранд Базара", Санан Махмудов, увидел игру "Jaipur", он мысленно уже решил, кто будет оформлять его игру. =)

Все без исключения, кто видел мой экземпляр игры вживую, признают, что оформление выше всяких похвал. Когда первые фотографии игры появились в интернете, помимо крутого оформления настольщики отметили излишнюю пестроту в дизайне и высказали мнение, что глаза будут быстро уставать от специфичного орнамента. Поиграв и не единожды, докладываю вам: всё нормально и ничего не мешает.

А теперь давайте остановимся на компонентах по-подробнее. Игровое поле представляет собой шкалу изменения цен на три вида драгоценных камней: сапфиры, рубины и изумруды. Теоретически цена может меняться от 1 до 19 грандов (валюта игровая).


Карты изменения цен в количестве 27 штук. Любителей считать прошу внимания: внутри каждого цвета встречаются цифры +1, 0 и -1, каждая по 9 раз. Три цвета вместе выдают нам 27 уникальных вариантов изменения цен, что и выливается в общее количество карт в колоде. =)

Денежки тоже сделаны добротно, какая-то двусторонняя тонкая глянцевая бумага (выкуси, "Монополия" =)). В игре 4 вида купюр: 1, 2, 5, 10 грандов. Двойка, правда, похожа на семёрку, если перевернуть. Думаю, сей факт - фишка оформления и автор знает об этом, потому что на коробке с игрой вместо за цифру "7" отвечает именно перевёрнутая "2" (количество игроков 2-7). 

Игроки будут торговать драгоценными камнями и, так как игра чисто карточная, драгоценности здесь будут представлены в виде карт. Я их называю сертификатами на драгоценности. =)

Всё лучшее - детям! Мне показалось, что именно под этим лозунгом создавалась визуальная часть игры. Посмотрите, как повезло этому детищу с его отцом-основателем. Лучшая коробка, лучший картон, лучшее оформление... Санан, только не говори, что всё это склеивалось и компоновалось в кубинской глубинке не тех же ляшках девушек, на которых скручиваются сигары.  Это будет контрольный выстрел. =)


КАК ИГРАТЬ?
В центре игрового пространства размещается поле-шкала, на ней миплы отмечают стартовую цену всех камней в 10 грандов. Рядом уже готовы денежки, камни и карты изменения. Каждому игроку достаётся стартовый капитал в 30 грандов.

Цель игры - заработать как можно больше денежек на покупке-продаже камней. Игровая партия состоит из 27 раундов (по количеству всех сыгранных карт изменения цен).

В начале раунда активный игрок переворачивает верхнюю карту изменения цены и передвигает миплов соответственно тому, что  на карте. Далее каждый из игроков, начиная с того, кто переворачивал карту, выполняют камнеобменные операции в довольно произвольной форме, но с некоторыми ограничениями. =) Когда каждый игрок разобрался с обменом, наступает следующий раунд, право первого передаётся по часовой стрелке.

В свой ход игрок обязан купить хотя бы одну карту драгоценностей (может и три купить, это его дело, но обязан хотя бы одну). Продать игрок может всё, что захочет, за исключением того цвета камней, которые он в этот ход приобрёл. Лимит на руке - не более 4 карт камней.

Подсказка от автора: лучше всего в самый первый ход выкупить по 1 карте каждого типа, а потом уже действовать, исходя из динамики цен.

Карты цен забалансированы таким образом, что когда будет сыграна последняя карта, все цены приходят в исходную цену 10 грандов. За эту цену и продаются оставшиеся на руках карты. И путём нехитрых расчётов определяем самого богатого торговца. =)


НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К ИГРЕ.
Столь шикарно оформленной игре с такой тематикой, как мне показалось, не хватило главной изюминки - самих камней. Поэтому мной был организован поход в близстоящий магазин мелочей Fix Price, где за 50 рублей можно найти кучу всего интересного и порой ненужного. =)

Нужной мне мелочёвки там пруд пруди. Тут я, кстати, накупил кучу шариков, чтобы сконстролить самопальную версию Калахи (осталось дешёвые мисочки где-то найти).

В итоге был найден вот этот вариант, который настолько вжился с оригинальной игрой, что все теперь думают, что так и было. =)

Теперь игра выглядит ещё богаче, хоть и дороже. Но мне кажется, что автор может это дополнение иметь ввиду как дополнительную опцию для тех, кто готов выложить чуть больше и получить чуть краше. Пусть в Баку и нет ФиксПрайса, но никто не отменял Алиэкспресс и др. ;)


ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Своим внешним видом игра сражает наповал и тебя самого тянут её быстрее попробовать (а не наоборот), но об оформлении я уже написал выше.

Что до самого игрового процесса, то он был признан... скучным. 27 раундов для такого простого процесса оказалось многовато, лучше всего было бы укладываться в 30 минут.

Цена на камень каждый ход теоретически может "скакнуть" аж на 1 пункт и игроку нельзя выжидать большего изменения, нужно обязательно сделать хотя бы минимальную закупку, которая зачастую ставит торговца в невыгодное положение. Невыгоднее всего иметь на руках камни, которые тебе невыгодно сейчас продавать, но больше нет возможности сделать минимальную покупку (а ведь ещё и купить что-то невыгодно придётся). Финальный счёт у нас редко выходил за пределы 20-40 грандов, и да - получить в итоге меньше 30 стартовых не редкость.

Отсутствие динамики процесса, отсутствие азарта и возможности сиюминутной большой выгодной сделки делают игру нежеланной во второй раз. Хотя справедливости ради я должен признать, что игра сбалансирована и характер игры больше походит на реальность, ведь именно в реальной жизни торговцами ведётся борьба за каждый гранд и рост бюджета идёт размеренно и нелавинообразно. Но подобный подход должен подпитываться прогнозируемым изменением цен на рынке, а в "Гранд Базар" изменение цен случайно (можно, конечно, рассчитывать вероятности и следить, какие цифры сыграны, но этого мало) и поэтому получается конфликт серьёзного подхода с необоснованной случайностью. И давайте будем честны - большинству не хочется видеть в игре серую действительность и точную симуляцию, от игры ждёшь драматизма и эмоций.

Я долго ждал, когда игра "Grand Bazaar" окажется у меня в руках, чтобы, во-первых, оценить приятную мне тематику, а во-вторых, сравнить её с отечественным симулятором рынка под названием "Порт Пирей" (мой обзор читайте тут --->). По отзывам опробовавших и то, и другое, отечественный продукт выигрывает, в него хочется играть ещё и ещё. Но если у Санана получился размеренный игровой процесс, то у Андрея процесс оказался сверхдинамичным, где за изменением цены никто не успевает и не может успеть из-за специфичной механики влияния действий игроков. =) Также одно победное очко игра из Баку заслуживает более простыми и интуитивно понятными правилами.

В итоге, чтобы получилась образцовая игра на тему спекуляции товарами, нужны простые правила, как у "Grand Bazaar", и общая динамика вкупе с влиянием на цены самими игроками, как у "Порт Пирей". =) И если я ещё не придумал альтернативных правил по выводу идельного прототипа такой игры (а комплектация игры Санана прямо напрашивается на креатив, хоть ребят из Граней заряжай на челендж), то по крайней мере азартную модификацию игры я вам предложить таки могу. Она рандомна и несбалансирована, но по времени партии, азарту и эмоциональности была признана лучше оригинала и уже выдержала с десяток партий. А изменить надо всего лишь одну деталь - карта изменения цены выкладывается не раз в раунд, а каждый ход! Такой временной параметр как "раунд" вообще перестал существовать. Остальные правила и ограничения мы оставили, как есть (хотя были поползновения убрать ограничение в 4 камня на руке).
Именно в такой модификации (просто, быстро и азартно) и именно под руководством Санана (как по мне, шикарное отношение к своему детищу и грамотное продвижение)  я вижу будущее игры, вытеснение иностранных хитов собственным и завоевание популярности как минимум в Азербайджане и его соседях.

Купить в России, пусть автор меня поправит, пока не представляется возможным. Однако, игру вы можете заказать напрямую у автора, если перейдёте по этой ссылке --->.

Желаю игре "Grand Bazaar" и автору Санану Махмудову всестороннего процветания и успеха, а также очень жду новых настольных вестей  из дружественной страны. =)






P.S. Нельзя пройти мимо фото, в которой есть и игра, и её автор, и Эльман!

3 комментария:

  1. Вот тоже не понимал претензий на рябящее оформление, мне как раз оно кажется красивым и тематичным.

    PS По ссылке "Error 524 Ray ID: 2a86d2817ede3726 • 2016-05-25 06:11:47 UTC A timeout occurred"

    ОтветитьУдалить
  2. Макс, обзоры ты писать умеешь - это точно! :) Игра действительно выглядит очень "вкусно". Очень хочу опробовать твой вариант правил - потом отпишусь, расскажу что получилось.

    ОтветитьУдалить

Популярные сообщения