четверг, 20 сентября 2012 г.

Христианская тематика и настольные игры.

Данная заметка представляет из себя размышления на тему религиозной тематики в настолках и около них, а также небольшой обзор пары игрушек с православной составляющей -"Пещеры Лавры" и "Пасха".

Я уже давно одним глазком посматриваю на игры с религиозным уклоном, точнее даже с христианским. Именно в настольных играх эта тема не находит достаточного отклика от потребителя и поэтому развивать ее издатели не рискуют. Известный по Каркассониаде немецкий игроавтор Клаус-Юргер Реде первоначально пытался продвинуть свои игры именно с религиозной составляющей. Довольно успешным его проектом можно считать "The Downfall of Pompeii", в которой автор хотел в игровой форме рассказать про одну из библейских историй - Гибели Помпеи. Есть, как мне кажется, и не очень успешный его проект на базе Каркассона - "The Ark of the Covenant",  с помощью проверенно хорошего игрового механизма пытающийся довести до игрока знание о Ковчеге Завета (кивот) или по крайней мере возбудить интерес. Однако в этих случаях больший интерес вызывает удачная игровая механика, нежели тема, и она же может оказаться препятствием для ознакомления неокрепший играми ум.

Гибель Помпеи...Вулкан в качестве бонуса. (фото с tesera.ru)
Ковчег Завета (фото с  boardgamegeek.com)
Кто-то сейчас начнёт вспоминать, что мол есть популярная за границей "Mystery of the Abbey" или "Biblios". Хочу отметить, что в этих играх религиозная составляющая присутствует лишь как часть оформления и не является ключевой (можно заменить на любую другую тематику и никто не заметит).
Игра Biblios (фото с  boardgamegeek.com)

В 2011 году появился блог Настольность, управляет которым Даниил Марков из Владивостока. Настольную общественность Даниил поразил тем, что добавил в критерии оценки опробованных игр христианскую составляющую. В этот критерий скорее всего (автор точнее скажет) входило просвещение, греховность происходящего в игре, отвлекающие от православия тематики (фэнтези и тд) и всё остальное, что по православию - грех. Буду откровенен, Даниил - есть поговорка "ёжик давился, но продолжал есть кактус". Другими словами, ты знал, что 90% игр греховны и сначала хотя бы делал вид, что занимаешься поиском негреховного, указывая малые баллы христианской составляющей и, главное, объясняя почему ты поставил ту или иную оценку. Сейчас, читая твои обзоры, я понял, что тебе уже надоело искать и ты стал простым настольщиком, без претензий. Ту дольку изюма, с которой  началась история блога, ты, увы, потерял. Эти ни плохо, ни хорошо, просто факт.


Также через блог Даниила мне на глаза попались игры Алексея Маркевича. Алексей выбрал правильное тематическое направление, в числе которых библейские истории, мелкие "бытовые" но грехи и тд. Однако в некоторых вещах автор ведёт себя не очень адекватно (например интересная черта - отказаться от слова "карта" из-за того, что она ассоциируется со стандартными карточными играми), а в некоторых случаях противоречит сам себе. Так, например, Алексей утверждает, что игры с такой тематикой должны быть кооперативными, когда игроки помогают друг другу, и в то же время предлагает игру под названием "Духовная война" (клон Манчкина, судя по правилам), в котором каждый борется со своими грехами  и побеждает тот, кто первым станет 13 уровня. Да, игры со стандартными условиями победы (один победил - остальные проиграли) вызывают греховные мысли типа зависти, обиды, уныния и тд. Но я не думаю, что с этим надо заморачиваться так, как это делаешь ты, Алексей. Игра, как и жизнь, учит как выигрывать, так и проигрывать. Акцентироваться на этом не стоит, главное - постараться донести до игрока правильную информацию в игровой форме. В данном случае я считаю, что Духовная война очень познавательна.

______________________________________________________________________________

Все мои вышесказанные недовольства начинают подразумевать вопрос: какая должна быть игра на религиозную тематику?  Очень простой и, как мне кажется, правильный рецепт предложило издательство "Царевич", о играх которых мы поговорим далее.

Первая игра - "Пещеры Лавры". 


Игра предлагает походить по средневековым пещерам Киево-Печерской Лавры (г.Киев), в которых помещены мощи многих святых. Например, вы знали, что в этих пещерах находятся мощи Ильи Муромца?!


Итак, пройдёмся по компонентам:
- Коробка из плотного картона (действительно плотного)
- Игровое поле, разворачивающееся вчетверо. Хороший, плотный картон.
- Карты заданий в отдельном конверте.
- Пластиковые фишки и кубики. Самые простые, какие можно найти.
Игровое поле, представляющее собой (что бы вы думали?) пещеры Лавры. 
Карты заданий с биографической инфомацией.
Цель игры - выполнить как можно больше заданий. Задания заключаются в посещении определённых точек на поле. Как только игрок добирается до точки, то получает следующее задание и так далее, пока задания не кончатся. В конце игроки считают победные очки на карточках, у кого их больше - победитель. Скелетом игровой механики является самый простой "кинь-двинь": бросаем кубики и передвигаемся на нн-ое количество клеток в нужную нам сторону. В подобных играх я не считаю это недостатком, тк механика не перетягивает одеяло внимания на себя и ребёнок больше уделяет время на информацию с карточек, а не на тактические и стратегические манёвры.


Подобный эффект я получал сам будучи школьником от настольной игры "Меценат". Только там вместо Киево-Печерских подвижников были картины из самых больших художественных галерей мира. Сыграв несколько раз, я уже знал много названий картин и их художников.

Следующая игра - "Пасха".

Эта игра в игровой форме познакомит маленьких участников с традициями соответствующего православного праздника. Для этой же цели в конце правил игры есть словарь православных терминов, встречающихся в игре.
Поле, правила, кубик, пасхальные яички, компасы и карточки с заданиями

Эта игра также с простейшей механикой передвижения фишек, но по одной дорожке. По пути нам также надо будет выполнять задания и получать за это пасхальные яички (аналог победных очков). По сравнению с предыдущей игрой здесь появляется жетон компаса, позволяющий один раз поставить игровой кубик нужной гранью.

Что я хочу сказать про игры от издательства "Царевич":
1) Качественное исполнение всех бумажных компонентов.
2) Очень приятное оформление, в такие игры действительно хочется играть.
3) Фишки и кубики я бы поменял на что-нибудь, более соответствующее качеству печатных деталей (даже у той же Умной бумаги взять их фирменные псевдотрёхмерные фишки и уже будет хороший результат)

4) Мне, уже довольно продвинутому в играх, полезно иногда "возвращаться во времени" и поиграть в кинь-двинь...не на словах знать, с чего всё начиналось.
5) Христианская составляющая у этих игр - максимальный балл по шкале Даниила. =)

На сайте у издателя в проектах еще несколько довольно интересных игр, за которыми я теперь буду пристально следить. Пожалаем им удачи в этом нелёгком деле - издавать игры на православную тематику.
_________________________________________________________________________________

Подытожить я бы хотел размышлениями о том, как и кому продавать подобные игры.
Итак, игры с православной тематикой должны быть рассчитаны на детей и семейный досуг и выполнять просветительскую роль. Игры-викторины в чистом виде я не приветствую, тк в итоге игра превращается в экзамен и интерес ребёнка к игре пропадает очень быстро, поэтому минимальная механика должна присутствовать. Спрос на подобные игры может возникнуть только в соответствующих местах (церковь, храм и тд), значит для издания игры нужно партнёрство как минимум двух структур: церковь как заказчик и издатель как исполнитель. Можно конечно для ассортимента интернет-магазину настолок иметь подобные игры, однако надо понимать, что спрос будет невелик.

В общем-то это всё, что я хотел до вас донести. Я не претендую на истину в последней инстанции и всегда рад конструктивной беседе. Пишите =). 

6 комментариев:

  1. > вы знали, что в этих пещерах находятся мощи Ильи Муромца?!

    Конечно:)

    ОтветитьУдалить
  2. На мощи Ильи Муромца там даже можно спокойно посмотреть. По крайней мере можно было, сейчас не знаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, вроде доступ к пещерам сейчас не закрыли. Я узнал об этом факте из документального фильма.

      Удалить
  3. Только моще не «находятся», а «покоятся» :) Хотя, наверное, можно сказать и «находятся», ведь есть же они там. Доступ открыт ко всем мощам. Там 2 пещеры. Только вот некоторые мощи — затворников, давших при жизни обет, — замурованы, и снаружи только лампадка теплится.

    ОтветитьУдалить
  4. где и как можно приобрести игры???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На момент публикации были доступны в Умной Бумаге. Сейчас только яндекс поможет. )

      Удалить

В этом гаджете обнаружена ошибка

Популярные сообщения