вторник, 28 декабря 2010 г.

Курс реабилитации. Черный принц.

Этот обзор написал мой друг Эльман и прислал мне для публикации, тк свой блог он пока что вести не хочет. Читаем и просвящаемся. Отдаю слово обозревателю.




Чёрный Принц
Военно-историческая карточная игра.
Автор: Алексей Калинин.
Производство: ОАО «Технолог» www.tehnolog.ru
Из описания игры:
«Карточная игра «Черный Принц» - открывает серию игр, посвященных разным великим сражениям эпохи холодного оружия. Игра предназначена для двух игроков. Игра «Черный Принц» посвящена сражениям эпохи Столетней войны. Поэтому в ней представлены армии Франции и Англии, а также армии соседних государств, история которых тесно связана с историей Столетней войны - Бургундии и Шотландии».
Настольная карточная игра для двух игроков (минимальный возраст игроков не регламентирован, так же как и время партии…), посвящённая столетней войне между Францией и Англией. Должен заметить, что игра довольно абстрактная, но это совсем не значит, что игра неинтересна или имеет слабую привязку к тематике. Как раз, наоборот - получился очень даже не плохой варгейм-филлер (игра с не сложными правилами и не продолжительным временем на партию).
Компоненты игры:
- 4 Колоды карт (по 25 шт. в каждой колоде): Французской, Английской, Бургундской и Шотландской.
- Лист правил игры.
То есть вся игра состоит из колоды карт в 100 шт. А непосредственно в игре, участвуют 50 карт – по 25 на брата. Отсюда вопрос: почему коробка таких больших размеров?
Судите сами:
Открываем коробку и видим лист правил,
а под ним…
… четыре немногочисленные колоды карт, сиротливо притаившихся в середине коробки, в специальном пазу фиолетового цвета, так заботливо придуманным специалистами ОАО «Технолог».
Зачем нужна столь огромная тара, для столь малого количества компонентов, мне не понятно. Но есть и приятная особенность: карты собраны в колоду, и не надо ничего выдавливать, вырезать и т.п.
Так же хочу обратить ваше внимание на дизайн и качество материала – очень красиво оформленные карты, коробка и правила (хотя сперва оформление карт может показаться чрезмерно пёстрым, но чуть погодя, глаза привыкают к обилию цветов). Например, карту «Атака», можно легко перепутать с рубашкой карт (что я несколько раз благополучно и делал).
«Англия»:
«Франция»:
«Шотландия»:
«Бургундия»:
Обратили внимание, как расположены изображения на картах? Горизонтально! Довольно не обычно, и вначале кажется не очень удобным – привыкаешь. И даже нравиться начинает – добавляет игре некоторый шарм.

Суть игры
Игра посвящена, как указано в описании игры, столетней войне, и рассчитана строго на двух игроков. Но в состав игры входят четыре колоды, каждая из которых представляет одну страну, таким образом можно чередовать колоды и немного разнообразить игру. Все колоды разные, и с каждой страной – участницей конфликта придётся действовать разными тактическими приёмами.
Я подозреваю, что можно было бы «доработать» правила, ввести так называемые «хоумрулы», и сыграть на четверых. Но сейчас давайте рассмотрим игру, так - как она есть, как придумал её автор.
Условие победы – уничтожить шесть отрядов противника (каждая карта представляет собой отряд).
Механика игры довольно проста, но вместе с тем интересна: игровое поле представляет собой воображаемую сетку 6 на 4 «клеток». Четыре ряда по шесть карт. Примерно вот так:
Вы можете выкладывать свои карты, на ближайшие вам два ряда. Первый ряд – основная линия фронта, в то время как вторая линия (тыловая), скорее вспомогательная линия, в тыловом ряду выкладываются только отряды пехоты и только как поддержка основным отрядам (во второй ряд могут быть выставлены только идентичные «фронтовым» отрядам карты).
В свой ход, игрок выполняет следующие действия:
1. Выкладывает карту – отряд или передвигает уже выложенный отряд (двигаться могут только кавалерийские отряды и только на расстояние одной клетки – вправо/влево).
2. Добирает руку из своей колоды
3. Разыгрывает битву. Битва разыгрывается в двух случаях – если вы сыграете карту «Атака» или количество ваших карт в первой линии достигнет шести (как только игрок выкладывает шестую карту в своей линии, он начинает бой).
Кстати, играя карту «Атака» игрок должен провести столько атак, сколько позволяют его силы (карты отрядов) на поле. Но каждый отряд, может атаковать за ход единожды (поддержку, дружественным отрядам, карты могут оказывать любое количество раз).
Каждый раз, выкладывая карту-отряд на поле, нужно стараться достичь «военного преимущества» над картами противника. Это значит, что надо постараться выставить отряд сильнее, или создать такую ситуацию, когда ваш отряд (или отряды) смогут уничтожить отряд (или отряды) противника.
Особенности отрядов
У каждой карты-отряда есть свой показатель силы (от «1» до «3») и два показателя преимущества над другими родами войск. Например: Карта «Ирландская Конница» (сила отряда «1») имеет преимущество в атаке перед мечниками и конными стрелками. Преимущество в атаке означает что, атакуя именно эти отряды, сила атаки Ирландской Конницы становится «2», то есть, в атаке к основному показателю силы прибавляется «1».
Так же, отряды могут атаковать по диагонали (если на фронте у отряда нет противника), в этом случае, сила отряда увеличивается на «1».
В свой ход игрок может передвинуть любое количество конных отрядов. Конные отряды двигаются на расстояние одной клетки (влево или вправо), если конечно, клетка не занята другим отрядом.
Все пешие войска, кроме лучников, могут выставляться на второй ряд (в тыл), таким образом, увеличивая силу впереди стоящего отряда на «1». При чём сила атаки самого отряда, который выставляется в тыл (поддержка) в этом случае не имеет значения. Если этот тандем будет повержен таки противником – то и погибают оба отряда (обе карты убираются в сброс).
Разгар боя:
Обратите внимание, отряды «Французских Алебардщиков» (общая сила атаки тандема равна «3») не имеют противника на фронте (то есть - прямо перед собой) и могут атаковать отряды противника по диагонали:
В этом случае, сила атаки этого сдвоенного отряда равна «4»: Сила первого отряда «2» + «1» от отряда в тылу (не имеет значения сила отряда в тылу – всегда прибавляется только «1») и + «1» из-за атаки «с фланга», то есть – по диагонали. Итого Сила Отряда «4».
Таким образом, «Французские Алебардщики» могут атаковать любой из двух отрядов расположенных на флангах (справа и слева): «Гасконских Рыцарей» (справа) сила отряда «2», или «Ирландскую Пехоту» (слева) сила отряда «2» (сила каждого отряда «1» - в тандеме сила равна «2»).
Против «Гасконских Рыцарей», так вообще, сила отряда «Французских Алебардщиков» увеличивается до «небывалых высот», до «5». Ведь Алебардщики имеют преимущество перед кавалерией, что прибавляет в этом бою им ещё «1» единицу силы.
Уничтожить отряды «Ирландской Пехоты» и лишить противника сразу двух отрядов, или атаковать отряд «Гасконских Рыцарей», ослабив противника на один сильный и мобильный отряд? Какой именно из этих отрядов выгоднее уничтожить в определённой ситуации – решать только вам.
Защита
В защите отряды, тоже проявляют некоторую активность. Так, например, если рядом с атакованным отрядом находится отряд конных или пеших стрелков (не имеющих противника с фронта), они добавляют «1» к силе атакованного отряда.
Например: Если рядом с «Гасконскими Рыцарями» стояли бы например «Уэльские Лучники», не имеющие противника с фронта, то сила «Гасконских Рыцарей», в защите составляла бы «3» единицы («2» указано на карте + «1» поддержка от лучников).
Заключение
Как показала практика, время одной партии длится не более 10 минут. Эта особенность позволяет сыграть сразу несколько партий подряд, не особенно напрягаясь. Мы, например, играем за раз от 3 до 5 партий.
Учитывая такие факторы как стоимость, оформление, качество, реиграбельность – игра заняла достойное место в моей коллекции. Игра понравится любителям быстрых, азартных партий не лишённых тактической составляющей, а так же, конечно же, любителям средневековой военной тематики.
Плюсы:
Реиграбельность (очень высокая).
Оформление (художники и дизайнеры постарались на славу).
Тактическая составляющая (в игре достаточное количество тактических ходов и приёмов).
Минусы:
Только один минус – рандом. Если в руку «не идёт» карта – можно продуть партию практически всухую. Но такое случается редко.


18 комментариев:

  1. Интересно почитать. Спасибо за статью. =))
    Даешь больше обзоров от Скайровера! =)))

    ОтветитьУдалить
  2. Дима, спасибо! Буду стараться! =)

    ОтветитьУдалить
  3. У меня есть вопрос по прочтению правил о начале атаки. На сколько я понял, атака произходит автоматически, как только СУММАРНОЕ количество отрядов игроков в первой линии 6 и выше. Т.е. ситуация, которая приведена у вас на скриншоте, практически невозможна (только если войска стали так, что противостоят друг другу отряды с эквивалентными силами, что редкость, как показала наша практика).
    По поводу правил движения: на сколько я понял, игрок может передвигать любые отряды. В правилах не написано, что первым действием игрок может передвигать только конные отряды. Конные же отряды имеют бонус, который позволяет им сделать перемещение сразу после объявление вашей атаки (т.е. можно зайти во фланг противнику или выйти на открытую местность, чтобы выбить карты из "руки").
    А еще вы не вспомнили про случай прорыва, когда перед атакующим отрядом или по диагонали от него нет противника. В этом случае считается, что атакуются резервы, и игрок вытягивает из руки противника столько карт, сколько отрядов прошло в прорыве. Эти карты считаются потерями(игра продолжается, пока с одной стороны не скопится 6 потерь). Здесь тоже есть вопрос - считается ли карта "Атака" в таком случае за потеряный отряд. Мы не считали - приняли, что выбивание такой карты как бы отображает полученный выигрыш в тактике.

    ОтветитьУдалить
  4. Andrew
    1. Прочитайте в обзоре:
    "Битва разыгрывается в двух случаях – если вы сыграете карту «Атака» или количество ваших карт в первой линии достигнет шести (как только игрок выкладывает шестую карту в своей линии, он начинает бой)."

    Это значит что ситуация приведённая на скриншоте очень даже возможна, потому как была сыграна карта "Атака".
    (и в линии может быть только 6 или меньше карт, но никак не больше).

    --------------------
    "только если войска стали так, что противостоят друг другу отряды с эквивалентными силами, что редкость, как показала наша практика"

    Вот эту фразу я не очень понял... отряды с одинаковыми показателями очень часто противостоят друг другу... но при чём тут атака?


    2. Передвигаться могут только конные отряды. В правилах написано, что игрок может или выложить новый отряд или передвинуть один конный отряд.
    (в обзоре это всё описано, читайте внимательнее).

    Во время объявления атаки (или сыгранная карта "Атака", или "шесть отрядов в ряд") игрок должен провести все возможные атаки и переместить любое количество конных отярдов.

    3. Вы правы, я совсем не упомянул о правиле "Прорыв". Дело в том, что мы совсем не используем этот пункт правил, как раз из-за его "спорности". Ведь из руки можно выбить не только карту отряда, но и карту Атака. А в правилах не указано что делать в этом случае. Что бы не возникало спорных ситуаций, мы отказались от этого пункта правил. Что совсем не испоритило игру.

    ОтветитьУдалить
  5. Я совсем забыл поблагодарить вас за обзор)
    Спасибо за него.

    И я хочу лишь уточнить с вами некоторые моменты, которые у меня вызывают вопросы)
    1. Я имел ввиду, на сколько я помню правила, суммарное количество карт обоих игроков равно 6. Т.е. обычно это значит, что у обоих игроков в линии стоит 3 карты.

    2. Про то, что первым дейстивем могут передвигаться только конные отряды - у меня в правилах такого нет. Там написано: либо выложить отряд, либо передвинуть уже выставленный. Может быть у вас более поздняя редакция? Я не знаю, сколько редакций выпускл технолог, но и такое может быть. Если вам не сложно, проверьте свои правила, чтобы снять недопонимания. Я вам буду очень благодарен.
    3. Прорыв мне кажется очень реалистичным элементов игры, поэтому мы его не убирали, а трактовали так, как я описал выше.

    Приятно было почитать обзор и увидеть взгляд под углом другого человека) Еще раз спасибо и жду от вас комментариев)

    ОтветитьУдалить
  6. Andrew

    1. Мне кажется вы несколько не верно трактуете правила: Атаковать можно когда вы выкладываете шестую карту в ВАШЕЙ линии.
    То есть, когда один из игроков выкладывает шестую карту в своей линии, он должен провести атаку.

    Вот выдержка из правил:

    "1. Общее количество карт в линию достигает шести. После этого игрок, выложивший шестую
    карту считается атакующим и разыгрывается бой."


    2. В правилах написано:
    "Порядок боя.
    Движение конницы. Атакующий игрок может переместить любое количество своих отрядов
    Рыцарей, Конницы, Конных стрелков."
    О передвижении пеших войск ничего не написано. Отсюда можно сделать вывод, что передвигаются только конные отряды.

    Насколько мне известно, версия правил только одна =)

    Рад что вам, так же как и мне, нравится эта игра.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за обзор!
    Игра у меня очень быстро получила определение "неиграбельная" и уже давно просто занимает место в шкафу. Но я очень хотел бы её реабилитировать. В данной статье я увидел только один момент, как-то способный вернуть утраченный баланс в игре: утверждается, что лучники могут оказывать поддержку только при защите. В правилах это не прописано чётко, хотя в примерах показано действие лучников только при защите. Однако, сам Алексей Калинин неявно соглашался с тем, что лучники могут поддерживать и атакующие отряды: http://www.gameforums.ru/showthreaded.php?Cat=8&Board=boardgames&Number=1062234 Так что не понятно, как правильно...
    Помню, проблема была в том, что первый игрок начинает крушить фронт противника фланговыми атаками по цепочке, начиная с крайнего отряда. К тому же, после сокрушительной атаки второму игроку уже почти нереально "встать с колен". А как у вас проходили партии?
    И очень интересует один вопрос: приходилось ли реально пользоваться правилом передвижения отряда вместо выставления нового?
    Кстати, странный вывод о том, что передвигаться может только конница. Я не согласен! Перед боем — может только конница, а про обычный ход — ничего не сказано, значит, нет ограничения. :)

    ОтветитьУдалить
  8. to Nelud

    "... Но я очень хотел бы её реабилитировать..."
    И правильно делаете =) Игра стоит того. Очень советую внимательнее отнестись к игре - согласен, что правила написаны так, что возникает много спорных моментов. Но всё излечимо =)

    -------------------------
    1. "... В правилах это не прописано чётко, хотя в примерах показано действие лучников только при защите..."

    Давайте почитаем правила:

    "Боевое преимущество.
    Пункт 3. Поддержка.
    ... Конные стрелки, пешие стрелки. Дают +1 соседнему своему отряду, если сами не атакованы с фронта, а соседний свой отряд атакован с фронта.
    Миниатюра 4: Отряд справа от атакованного отряда оказывает поддержку."

    Я понял этот кусочек правил как "стрелки, как конные так и пешие, оказывают поддержку только в защите".
    Возможно людей с толку сбивает картинка в Миниатюре 4. (грубейшая ошибка дизайнера). В картинке нарисована зелённая стрелка - лучники атакуют по диагонали. Но на самом деле, дизайнер хотел порказать как лучники поддерживают атакованный отряд слева. Арт директор должен был заметить эту двусмысленную картинку и попросить дизайнера продумать смысловую нагрузку изображение (хотя. чего там "продумывать": просто зелённую стрелку указать не на атакующий отряд, а на свой, и приписать таким же цветом "+1").
    --------------------------

    2. "А как у вас проходили партии?"
    Столкнулись мы с такой ситуацией однажды, когда у противника (он играл шведами) в построении на первой линии были только одни пикинеры (все с силой атаки "1"), и я атаковав Госконскими Рыцарями на правом фланге "по цепочке" выбил у него 4 отряда. После этого случая мы "модернезировали" правила: Играя карту "Атака", игрок может провести только одну атаку (то же относится к ситуации "6 карт в ряд") - таким обрязом ситуация выровнялась. да и игра стала немного дольше времени занимать (не намного, минат на 5-10).
    -----------------------

    3. "И очень интересует один вопрос: приходилось ли реально пользоваться правилом передвижения отряда вместо выставления нового?"
    Да! Не очень часто, но зато это действие всегда приходится к месту =) Особенно когда на руках нет достойных карт =)

    --------------------

    4, "Кстати, странный вывод о том, что передвигаться может только конница. Я не согласен! Перед боем — может только конница, а про обычный ход — ничего не сказано, значит, нет ограничения. :)"

    опять же обратимся к правилам:
    "Порядок боя.
    Движение конницы. Атакующий игрок может переместить любое количество своих отрядов
    Рыцарей, Конницы, Конных стрелков."

    На мой взгляд речь идёт о кавалерии, а вот о движении пеших войск ничего не сказано...

    ОтветитьУдалить
  9. В этот раз не буду голословным. Вот ссылка на правила - http://www.boardgamer.ru/pravila-igry-chyornyj-princ - буду цитировать их чтобы подкрепить свои выводы. Данная версия правил соотствует моей печатной версии, значит и вашей тоже, если версия правил на самом деле одна.
    1. Проведение атаки:
    "Бой разыгрывается в двух случаях:

    1.Общее количество карт в линию достигает шести. После этого игрок, выложивший шестую карту считается атакующим и разыгрывается бой"
    Слово "общее" в моем понимании означает, что это общее количество карт ОБОИХ игроков. Т.е. линии на столе обычно не превосходят 3 карты. Такой вариант облегчает восстановление атакованного игрока и дает ему шанс переломить ход игры.
    2. Движение.
    По правилам, ход игрока делится на 3 фазы:
    "В свой ход игрок может произвести следующие действия:
    1.Выложить или передвинуть карту отряда.
    2.Взять новую карту
    3.Разыграть бой, если он может или должен это сделать (см. Бой)."
    Для первой фазы более подробно описывается только процесс выкладывания новой карты. Так что "передвинуть карту отряда" - это передвинуть карту ЛЮБОГО отряда, без ограничений. Цитаты, на которую опираются ваши доводы о том, что передвигаться может только конница, взяты из описания 3-ей фазы хода, Боя:
    "Порядок боя
    Движение конницы. Атакующий игрок может переместить любое количество своих отрядов Рыцарей, Конницы, Конных стрелков..."
    Это значит, что во время фазы боя двигаться, действительно, может только конница атакующего игрока. Но это никоем образом не означает, что пехота во время 1-ой фазы двигаться не может.
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
  10. И у меня возник еще один вопрос: а откуда у вас появилась армия шведов? Это какой-то дополнительный набор или хоум-рул?

    ОтветитьУдалить
  11. to Andrew

    Общее количество в ЛИНИЮ (не в ЛИНИЯХ, а в одной ЛИНИИ) достигает шести.


    А вот ссылка на слова самомго автора игры:
    http://www.gameforums.ru/showthreaded.php?Cat=8&Board=boardgames&Number=1062234

    "... Судя по всему, Юр, вы проводите бой после каждого хода игрока, а это совершенно не правильно. бой проводится только в двух случаях - когда один из противников выложил Атаку или число карт с одной из сторон достигло 6."

    ---------------------

    2. Мне кажется, что передвигаться могут только конные отряды, и делают они это в первой фазе игры, когда игрок может "выложить или передвинуть карту отряда".

    А в третьей фазе разыгрываются атаки...

    ОтветитьУдалить
  12. "И у меня возник еще один вопрос: а откуда у вас появилась армия шведов? Это какой-то дополнительный набор или хоум-рул?"

    =)))
    Это моя ошибка, я имел ввиду "он играл армией шотландцев"

    ОтветитьУдалить
  13. 2. Т.е. всего один отряд атакует? Слишком сильная модификация правил получается. Однако, если ситуация встретилась всего один раз, то я попробую поиграть без этого.

    4. Всё равно не согласен. Это описано в пункте про бой. Считаю неверным экстраполировать это ограничение на обычный ход. И разве это ограничение на что-нибудь влияет? Ну да ладно: надо пробовать и так и эдак, а дальше смотреть что получается.

    Спасибо за ответы.

    ОтветитьУдалить
  14. to Nelud

    2. Вы знаете, да, хоть и модификация довольно грубая, однако это не "ломает" игрушку и даже немного увеличивает время одной партии.

    Я тут подумал, а что если ввести такое ограничение "карта Атака (и правило "шести карт") позволяет произвести одну фронтальную атаку и любое количество фланговых атак" - надо будет на досуге поэксперементировать...


    4. Немного пролистал форум по ссылке которую вы указали... должен сказать, судя по некоторым постам Калинина, появились сомнения на счёт передвижения конницы... вернее на счёт ограничения передвижения только конницей.

    Хорошо было бы собрать весь материал, уточнить некоторые моменты у автора игры и создать вторую редакци правил, более точную (хотя бы в цифровом формате). Только вот. кто за это возьмётся? =)

    ОтветитьУдалить
  15. Гы-гы)
    Если хотите, я могу за это взяться)
    Я немного переписывался с Калининым по другим вопросам. Думаю, что он будет только рад, если энтузиасты возьмутся за возрождение его игры) Но нам надо собрать вместе все вопросы, чтобы отвлекать человека как можно меньше - задать все скопом и постараться как можно раньше получить полную официальную картину правил)

    ОтветитьУдалить
  16. Это чем это таким он занят, что нельзя его сильно отвлекать? :)
    Вопросы вырисовались такие:
    1. Может ли лучник атакующего игрока поддержать свой атакующий отряд?
    2. Может ли игрок передвигать пехоту в начале хода (не боя) или же только конный отряд?

    Вроде непоняток больше нет. Честно говоря у меня есть сомнения в успехе этого мероприятия. Наверняка же у Алексея в голове куча разных вариантов, и какой из них окончательный — он может и не помнить (особенно, если давно не играл). Почему-то мне кажется, что он ответит в духе "как в правилах написано — так и правильно". :)

    ОтветитьУдалить
  17. to Andrew

    Было бы здорово! Тем более вы уже имеете опыт переговоров с товарищем Калининым.

    Будем компоновать вопросы/ответы по спорным моментам. Вот Nelud уже озвучил два из них (хотя в первом вопросе я на 100% уверен в своей правоте =)).

    И ещё нам нужно внимательно прочитать тему на форуме (ссылка в посте от Nelud) - там много вопросов и ответов на эту тему.

    ОтветитьУдалить
  18. Ещё вопрос к Калинину:
    3. Что происходит при равенстве сил отрядов в стычке?

    ОтветитьУдалить

Популярные сообщения