понедельник, 25 июля 2016 г.

Обзор настольной игры "Кодовые имена".

 В последнем месяце уходящего лета состоится премьера - на прилавках наших магазинов появится локализация свежей, но титулованной настольной игры под названием "Кодовые имена". Мне посчастливилось ознакомиться с коробочкой чуть раньше намеченного срока (назовём это закрытой премьерой для СМИ =)) и поэтому мне есть, что вам рассказать сегодня...

.

НЕМНОГО ИСТОРИИ И ФАКТОВ.
Появившись на мировом рынке всего лишь год назад, эта игра успела нахватать несколько самых престижных наград (про количество номинаций я вообще молчу), в числе которых недавняя победа в самой престижной Spiel des Jahres. 

На портале boardgamegeek.com , самом известном в сфере настольных игр, в общем рейтинге игра занимает 18 место (из более чем 80 000 наименований) и 1 место в рейтинге игр для вечеринок. 

На данный момент общемировой тираж стремительно приближается к 500 000 экземпляров. После взятия последней награды предлагаю делать ставки, в какой момент общемировой тираж доберётся до миллиона. =)


ЧТО ВНУТРИ?
 "Встречают по коробке". Коробка крышка-дно среднего размера с использованием тиснёной по лён бумаги настраивает на серьёзность подхода со стороны издателя. Может кому-то и не важен данный факт, но я всегда буду указывать на использование тиснёной бумаги, так как она прибавляет очков в пользу тактильного удовольствия в эксплуатации.
Внутри нас ожидает бумажная вставка, специально подогнанная под конкретные игровые компоненты. Гага, насколько я знаком с ассортиментом их игр, всегда заботится о таких мелочах. 

 Для полноценной игры у нас есть:
- подставка и квадратные карты-ключи, указывающие на скрытых агентов;
- Карты позывных для скрытых агентов;
- Карты-указатели агентов красной и синей команды, а также мирных жителей и убийцы.
Также на фото вы видите песочные часы, но за десяток партий мы так ни разу и не воспользовались ими. 

Квадратная форма ключей позволяет использовать каждую в 4 вариантах, поэтому реиграбельность, если исходить только от количества ключей и вариантов розыгрыша, равна 160 неповторяющимся партиям. А если прибавить к этому 400 позывных, то во все варианты просто не переиграть. 

Качество у позывных и ключей вполне стандартное, а вот карты-указатели раза в три плотнее, что прибавляет очков к удобству пользования. 

Куча карточек со словами сразу настраивает на игру для вечеринок, где надо что-то отгадывать. Но они ещё не знают, что их ждёт. =)


КАК ИГРАТЬ?
 Игроки делятся на 2 команды, внутри каждой из них выбирается ведущий. Ведущие должны сидеть рядом, чтобы вместе видеть ключ, указывающий на карты-позывные их команды. Соответственно раскладывается сетка из 25 случайно подобранных слов-позывных. Смотрим на фото сверху: ключ на подставке с красными лампочками (бывают и синие) по бокам, это указывает на то, что во-первых, красной команде начинать, а во-вторых, что у красной команды агентов на 1 больше (9 против 8 у синих). Чтобы было понятно, как работает ключ, я вам перечислю агентов красной команды: обрез, штат, проказа, норка, канал, ночь, доктор, парк, мир. Белый цвет указывает на мирных жителей, а чёрный -  на убийцу. 

 Команды ходят по очереди. В свой ход ведущий команды должен придумать ассоциативное слово, связывающее несколько агентов его команды, спрятанных под позывными. Например, он говорит "Больница, 2", где цифра обозначает количество агентов, связанных с этой ассоциацией. Команда по одной карте указывает свои догадки в количестве не больше указанного ведущим, а ведущий накрывает соответствующими картами-указателями эти самые слова. Если первое слово отгадано верно (например, "Доктор"), то команда имеет право открывать дальше. В противном случае, ход переходит к другой команде (в случае с убийцей, если его вскрыть, команда тут же проигрывает). 

 Также команда имеет право сказать "стоп" в любой момент своего хода, чтобы подумать позже. 

Для победы нужно первыми открыть всех своих агентов. 

Ведущим разрешено называть ассоциацию на одну карту, но это чрезвычайно просто и совершенно неспортивно. Если в случае с последней картой это неизбежно, то в процессе игры я бы даже договорился о запрете такого типа ассоциации. 

Также можно называть ассоциацию с нулевым количеством карт, например "Животные, 0". Это может подсказать игрокам, что среди загаданного нет ни одного животного, и количество попыток открыть карту неограниченно (то есть, пока команда сама не скажет "стоп"). 


ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
"Кодовые имена" (или "Codenames"), по моему мнению, - это продолжатель традиций настольных игр на ассоциативное мышление типа "Dixit", "Мистериум" или "Я твоя понимай!". Здесь так же, как и в этих играх, необходимо найти нужную карту из нескольких, пользуясь подсказкой ведущего. Однако, ни в одной из этих игр нет такого соревновательного командного духа, как здесь. 

Самый главный игровой компонент, слова-позывные, более прост и аскетичен, но для человеческой фантазии имеет больший простор, чем более сложные и красивые картинки того же "Имаджинариума". Многозначительные слова русского языка ("канал", "косяк", "площадь",  "край" и куча других) блистали разнообразием значений, что в итоге добавляло лишний балл к веселью. =) 

Отдалённо я вижу связь и с играми для вечеринок типа "Time's Up", где встречается правило объяснения персонажа одним словом. 

Родственные жанру элементы - это понятно, но вот именно так их связать, переварить и представить дорогого стоит. Как человек, которому приходилось создавать настольные игры, я могу с полной ответственностью сказать - "Кодовые имена" своей простотой и логичностью достойны слова "гениально".

Вы полюбите эту игру и оставите её в своей игровой коллекции надолго. Эта игра не будет пылиться на полке, она всегда будет в первых рядах на партию, даже не взирая на опыт ваших игровых партнёров. Лично для меня не хватает чисто детской версии по абсолютно тем же правилам, но с картинками или словами, понятными самым маленьким (надеюсь, в будущем линейка пополнится столь необходимым ответвлением). 

Для тех, кто перемотал сюда или полностью досюда дочитал(отдельное вам мерси), я предлагаю небольшую головоломку/задание, созданную специально для моей рабочей газеты "Телеграфист" (развлекаю коллег, так сказать). Она вам покажет процесс во всей своей красе. Как вы уже поняли, вам предстоит найти несколько слов по моей подсказке. Вот она - "Дорога, 4". 


6 комментариев:

  1. Ну я бы попробовал в следующей последовательности: газ, знак, курс и подкова :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. так как это загадывал человек, то есть я, то признаюсь, в тот момент мой мозг вывел не этот набор из 4 слов. Но три слова угаданы. =) Не скажу какие, для интриги.

      Удалить
    2. Ну три из четырех - это неплохо! Есть, правда, подозрение, что на первом вылетел. Я слово "канал" еще хотел взять, но оно оказалось слабым звеном в моем списке. Кстати, о пати-играх. Я тут на днях открыл для себя Skull & Roses и очень остался ей доволен. :)

      Удалить
    3. Тогда надо бы встретиться и попробовать! =) А правильный ответ я тебе напишу в любой соц сети личным сообщением. Или в скайп вылезай.

      Удалить
  2. Жизнь четвертое слово, причем первые три я отгадал тоже

    ОтветитьУдалить

Популярные сообщения