вторник, 2 июля 2013 г.

Курс реабилитации. Обзор настольной игры Tikal.

В моей домашней коллекции настольных игр есть такие, которые крайне редко появляются на столе, но имеют статус "неприкасаемых" в плане перепродажи и тд. В среднем, раз в полгода мы вытаскиваем их на свет божий, играем и получаем от этого удовольствие. В этой заметке я хочу вам рассказать об одном представителе подобного контингента - настольной игре Tikal.



Авторами игры числятся Вольфганг Крамер и Михаель Кислинг. Для нашей семейной ячейки этот тандем уже вошёл в разряд проверенных (например, нам очень нравится Asara), а уж Крамер так вообще немецкая машина по придумыванию хороших игр (есть еще один сверхпродуктивный немецкий мастодонт, но по проценту именно хороших игр от всех изданных им точно проигрывает). Вспомнить хотя бы локализованную 6 Nimnt! или That's Life.

Игра издана в 1999 году и в этом же году становится победителем в престижной Spiel des Jahres. На российском рынке игра появилась 4 года назад благодаря одному интернет-магазину (когда и была мной куплена). Благодаря бурному развитию настольной индустрии и такому же стремительному наполнению отечественного рынка настольными играми эта игра совершенно незаслуженно начала забываться.


Что внутри?!
Содержимое коробки.
А внутри нас ожидает очень много всего вкусного. Это и поле с "нераспаханными" джунглями, и отдельные гексы (шестигранные плитки), которые постоянно будут преображать поле, и сокровища, и этажи пирамид, и деревянные фишки игроков... Всё это организованными группами помещено в пластиковый инлей и оставляет приятное впечатление "богатости" компонентов.

Заметьте, что цвета игроков здесь нестандартные, как это часто бывает (синие, зелёные, красные, жёлтые). 
Жетоны сокровищ.
Гексы местности.

О чем игра?

Каждый игрок возглавляет отряд исследователей, направленных глубоко в ж..джунгли Гватемалы, где предстоит большая работа по восстановлению древнего города Майа под названием Тикаль. Мы будем расчищать окрестности от растительности, приводить обнаруженные пирамиды в божеский вид и рыскать в поисках археологических ценностей. Совместный труд здесь совершенно не объединяет, как говорится в одном известном мультфильме, ведь каждая исследовательская группа хочет выделиться перед мировой общественностью и найти как можно больше артефактов древности и контролировать расчистку как можно большего количества пирамид Майа. Поэтому победителем окажется только один.
Взял с Википедии...

Как будем играть?

Игрок получают в своё распоряжение группу фишек одного цвета, где есть обычные рабочие (большинство фишек), один бригадир и пару лагерей. Ходить будем по очереди, слева направо. =)

Ход игрока очень прост. Первым делом надо разместить новый гекс местности на поле (1). Да так, чтобы в него можно было попасть (об этом чуть позже).
Есть 10 очков действия, которые можно потратить на:

(2) - выставление нового рабочего на поле (1 очко). Можно выставлять в стартовом  или другом своём установленном лагере . За ход на это можно истратить хоть все 10 очков (тогда выставляем соответственно 10 рабочих).
(3) - перемещение одного рабочего по полю (2 очка за каждый камень в месте перехода). Между гексами можно перемещаться только тогда, когда в месте их соприкосновения изображён хотя бы один прямоугольный камень.  Соответственно за ход один рабочий может преодолеть расстояние в 10 камней. =)
(4) Расчистить 1 уровень у пирамиды (2 очка). Один рабочий за ход может расчистить не более одного уровня пирамиды (быстро устаёт, бедняга).
(5) Раскопать сокровище (3 очка). Есть специальные гексы местности, которые подразумевают наличие 2,3 или даже 4 сокровищ у себя. И пока не направишь туда рабочего, пока не раскопаешь, не узнаешь, что конкретно там зарыто. Соответственно 1 рабочий может за ход накопать всего 1 сокровище (не терминаторы же всё-таки).
(6) - Обменять одно своё сокровище на одно сокровище другого игрока (3 очка). Тут разрешения не просят, просто берут и меняют. =) Обмен нужен для того, чтобы собирать как можно больше одинаковых сокровищ, за которые дадут больше очков.
(7) Построить лагерь(5 очков). Очень стратегически важная штука. Чтобы не гонять всех рабочих по полю со стартового лагеря (очень затратно), как раз и строятся лагеря внутри расчищенных джунглей. После постройки лагеря можно перемещать рабочих между лагерями за 1 очков, а также вводить новых рабочих в игру уже из нового лагеря.
(8) Застолбить за собой пирамиду (5 очков). Во время общественных расчисток (а расчищать мы можем как бы одни и те же пирамиды) можно поставить одного охранника на пирамиду и больше никто не будет на нее покушаться. Но для этого нам еще надо, чтобы на этом гексе наших рабочих было большинство (кстати потом всё это большинство при застолблении выходит из игры).

(9) Если в начале своего хода игрок вытаскивает гекс с вулканом, то после его установки и траты 10 очков действия мы начинаем промежуточный подсчет очков. Очки нам дают пирамиды, которые контролируют наши рабочие (то есть большинство стоящих рядом с пирамидой должно быть из наших рабочих) и найденные сокровища (1 сокровище - 1 очко, 2 одинаковых сокровища - 3 очка, 3 одинаковых сокровища - 6 очков) . После подсчета игрока, вытащившего вулкан, свои 10 очков тратит следующий игрок и также подсчитывает очки и тд. Всего таких подсчетов будет несколько (вулканы и финальный подсчет). Кто из игроков после финального подсчета будет обладать большим количеством очков, тот и объявляется победителм.


Начало игры.
Красный поставил лагерь...
Игровое поле в конце игры....

Впечатления от игры.

Тикаль - просто отличная игра. Каждый раз когда играем, то удивляемся, почему мы в нее не играем чаще....Хотя после каждой партии я прячу игру подальше, ибо знаю, что у игры такая карма - в нее не захотят играть в ближайшее время.
Затерянный в джунглях великий город...
Что же нам нравится в игре конкретно?

  • Оформление выше всяких похвал. Всё красочно и вкусно.
  • Качество...Не устаю удивляться индустрии иностранных настольных игр.
  • Логичность происходящего на поле. Все действия можно описать по-человечески ("пошел копать", "пошел чистить", "ставлю лагерь", .....)
  • Хороший баланс в игре. Большую разницу в очках можно получить только тогда, если делать совершенно неправильный ход (например бывает так, что ты хочешь контролировать пирамиду, но на это тебе надо потратить невыгодно много действий)
  • Довольно простые правила игры, которые объясняются в пределах 10 минут.
  • На уровне восприятия кажется, что в игре вся механика очень элегантна. =) 
  • Любое заявленное количество игроков (2-4) безо всяких дополнений и костылей отыгрывается на ура!

Всем любителям настольных игр я рекомендую как минимум ознакомиться с этой игрой. Может она и не сможет оккупировать ваш стол на много партий подряд, однако способна прочно занять своё место в вашей коллекции.



Напоследок хочу представить вашему вниманию небольшое слайд-шоу, показывающее, как меняется игровое поле по ходу одной партии. Приятного просмотра!



6 комментариев:

  1. Качество и тут можно сделать.

    ОтветитьУдалить
  2. Можно, но никто не делает.

    ОтветитьУдалить
  3. Мне тоже нравится все перечисленные пункты и я считаю игру образцом элегантности - игра слегка хардкорная, но играть в нее легко могут и казуалы, благодаря "интуитивности" правил.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На игротеках часто видел, как мамаши и их маленькие чада подходят к этой разложенной игре, читают правила и ...уходят. Казуала привлекает вид, но отпугивает сурьёзность процесса.

      Удалить
    2. А как Вам Tikal II?

      Удалить
    3. Не пробовал. И честно говоря, после прочтения правил не очень хочется. Множество разных механизмов наворотили, элегантности от первой части уже нет, это скорее коммерческий ход - сделать игру на волне популярности первой части...

      Удалить

Популярные сообщения