четверг, 8 мая 2014 г.

Обзор настольной игры "Наруто".


- Разенган!!!
- Бьякуган!!!
- Масштабное теневое клонирование!!!
- Береги чакру, Наруто!
- Хината, Кунаи!!!
....
Вы что-нибудь поняли из этого? =) Эти слова знакомы всем фанатам аниме-сериала про Наруто. Сегодня мы поговорим о настольной инкарнации одного из эпизодов этого сериала.

Компания Звезда наконец-то издала игру, которая долго красовалась на их сайте флажком "в разработке". Причём это не локализация иностранной игры, а собственная разработка. Автор игры остаётся неизвестным, по проверенным источникам удалось выяснить только то, что он иностранец. =)

В оригинале зип-пакетики прозрачные бесцветные. Эти, розовые, - мой домашний апгрейд. 
Заглянув внутрь коробки, в черной пластиковой вставке мы найдём кучу жетонов, карты размера как у "Диксит", карты малого размера и 1 обычный кубик.

Говоря о куче жетонов, я говорю о куче жетонов! Их больше 170! Разного размера, разной формы и, естественно, разного предназначения. Одними мы будем ходить по полям, другими отмечать характеристики, третьими пользоваться в время боёв...Такое обилие просто заставляет отнестись к игре более серьёзно, чем например, к играм с одной небольшой колодой карт.

О чём эта игра.
Настольная игра "Наруто" предлагает игрокам разыграть один из эпизодов сериала, когда Наруто и его друзья-одноклассники сдают экзамен на чунинов (типа из пионеров в комсомольцы). А так как все персонажи сериала - ниндзя, то и экзамен будет в большей степени состоять в том, чтобы надрать з... одолеть в схватках своих соперников.
Каждый игрок (а их в игре может быть 2,4 или 6) управляет командой из 3 ниндзя. Команды бродят по специальному лесу "для экзаменов", находят всяческие бонусы и естественно, нападают друг на друга. Цель нападения - победа и, как следствие, отъём специального свитка "Воздух" или "Земля" (в начале у каждой команды по одному свитку). Если ваша команда обладает двумя этими свитками (именно разными), то надо добежать до башни и тем самым выйти в финал (если игроков не двое) или победить (когда двое).


Подготовка к игре.
Этот параграф я добавил умышленно. Не думайте, что я вам буду пересказывать все правила. Просто есть, что обсудить. 
И всё это добро одному игроку!
Игрок получает довольно внушительное приданое: планшет с характеристиками, фишки персонажей для леса и боев, карты действий, карты техник, жетоны экипировки. Я понимаю, что на картах техник много текста, но своими размерами он сжирают очень много игрового пространства. Можно их конечно держать в руках или стопкой, но ни игроку-владельцу, ни тем более игроку-оппоненту удобства это не прибавит (надо же знать, что умеет противник).

На планшете игрока отображаются характеристики персонажа: уровень, жизнь, чакра (аналог маны), урон от атак, уклонение, урон от экипировки и персональные техники.  В начале игры всем командам даётся 3 очка уровней, которые они вправе распределить между ниндзя как угодно. Как выберешь, такие стартовые параметры и получишь.
Очень важный момент: именно здесь, а не на картах, указаны пассивные техники ниндзя, которые работают у персонажей постоянно.

Техники у персонажей очень разнообразные. Что ни говори, а здесь с эргономикой работали точно. Мне в партиях не раз надо было лезть в эти карты и выделенный текст внизу помогал быстрее ориентироваться в ситуации.

При раскладке на двоих игроков стол размером 80х100см был занят полностью. Про четверых и шестерых игроков я даже заикаться не буду - добро пожаловать на ковёр! =)


Как происходит битва.
Так выглядит локация пещеры на момент начала битвы.
Чуть выше я рассказал, что команды ходят по лесу и постоянно нападают друг на друга. После объявления начала боя атакующий игрок выбирает одну из специальных локаций для битвы: деревья, пещера или водопад. На выбранной локации игроки поочерёдно расставляют бойцов и приступают к активным действиям.
Действий на троих всего 6 и ни одного одинакового. Кратко о каждом:

  1. Бег. Можно пробежать по горизонтальной плоскости до 5 клеток.
  2. Прыжок. Можно подпрыгнуть на 1-2 клетки вверх и 1 клетку в сторону (максимально дальний прыжок выглядит как ход конём в шахматах). Также можно спрыгнуть с плоскости вниз (если это не самая низкая точка локации).
  3. Рукопашная атака. Кто рядом стоит с персонажем - того бьём. Силу удара смотрим на планшете
  4. Экипировка. Можно бросить кунай, поставить мину-печать, отожраться (повысить здоровье) или бросить дымовуху. 
  5. Концентрация. Восстанавливаем запас чакры броском кубика. 
  6. Техника. Можем разыграть технику персонажа или одну из общих техник.
Перед началом раунда игроки тайно раскладывают по 1 действию на каждого из своих ниндзя. Вскрывают и разыгрывают по одной карте по очереди, начиная с атакующего. Исходя из механики, понятно, что очерёдность имеет очень важную тактическую роль в битве. 

Самое интересное и сложное действие - это, конечно, техника. Мало того, что у каждого ниндзя порой по 3 разных техники, так ещё и 3 общих есть. Разыгрывая технику, важно не забывать отмечать затраты чакры на неё, иначе игра превратится в неизвестно что. Тогда, например, Гара буквально за несколько раундов вынесет всю команду или Саске будет каждый ход жарить всё игровое поле. =)
Бой в самом разгаре. 
Как только с локации исчезнут все ниндзя одной команды (их запас жизни иссякнет...на время), бой заканчивается. Победитель получает +1 уровень для своих персонажей и свиток игрока проигравшей команды. Далее восстанавливаем все параметры и запасы и играем дальше. 


Впечатления от игры. 
Я могу считать себя необъективным, так как смог осилить более 200 серий одноимённого сериала. У меня есть несколько коллег по работе, которые являются самыми главными потребителями игр с прямым взаимодействием между игроками. Один из них, Рома, является более объективным, чем я, потому что сериал не смотрел. =) Так вот, сыграв пару партий, он отказался тратить на "Наруто" своё драгоценное время. 

Мои ожидания тоже немного не оправдались, я ждал от игры большего драйва и более динамичных боёв. В итоге оказалось, что на один из боёв (которых в игре может быть 3-4 только на двоих) тратится времени от 30 минут до часа. И это не на всю партию, а именно на одну из стычек между командами! А если  игроков четверо или шестеро? Да ожидающие конца боя незанятые игроки могут ещё одну настолку параллельно играть. Есть у меня несколько идей по "домашним" правилам на этот счёт, но об этом чуть позже. 

Выскажу сначала несколько негативных моментов от игры в общем:
- Мало динамики в боях, как нам показалось.
- Смысл наличия основного игрового поля (лес) под большим вопросом.
- Прокачка победителя на 1 уровень делает его и вовсе непобедимым в следующих боях.
- При игре на четверых или шестерых игрокам, не участвующим в бою, нечем заняться. 

- Некоторые нюансы правил можно трактовать по-разному (нужно заводить FAQ на игру)
- Без просмотра сериала неинтересно. =)

Несмотря на не особо положительные впечатления, хочу подчеркнуть и достоинства игры:
- Оформление выше всяких похвал. Арт сериала без изменений и перерисовок.
- Качество картонных компонентов с тиснением "под лён", что увеличивает износостойкость игры в целом. Правда, картон игрового поля разогнуть в ровную поверхность можно только, если на него стекло положить, но это мелочи. =)
- Дух сериала, атмосфера переданы отлично. Я это подтверждаю. Самое смешное, что и продолжительность боя также соответствует стилю аниме-сериала (напомню, что там один бой, растянутый на несколько серий - норма). =)
- Механика также соответствует действиям в сериале. Всё достаточно логично. От этого кстати и правила фанату понять легче.
- Большой простор для собственных правил и дополнений! Я уже сейчас могу напридумывать планшеты для других персонажей из сериала с их уникальными способностями. Коллекционную игру делать можно. =)

Какие бы я "домашние" правила добавил:
- Сеанс одновременной игры. При игре на четверых или шестерых разыгрывать 2/3 боя одновременно и независимо  друг от друга. Состыковались к примеру 2 команды и объявили бой, ждут, пока другие команды также между собой не состыкуются. Дальше атакующий первой стычки выбирает локацию для боя, далее атакующий второй стычки выбирает одну из 2 оставшихся локаций и участникам третьей стычки остаётся третья. И играют одновременно 3 боя, не передавая ход по часовой стрелке (как в оригинале).
- Не давать +1 уровень за победу. Это ломает очень многое. Лучше давать возможность перераспределять уровни до начала следующего боя.
- Возможно стоит попробовать проводить бои с двумя комплектами карт действий и розыгрышем на каждого персонажа двух неодинаковых действий. Но это надо тестировать.

Какие выводы вытекают из всего того, что вы сейчас прочитали?! Настольная игра "Наруто", выпущенная компанией Звезда, строжайше рекомендуется к употреблению всем фанатам одноимённого аниме-сериала. Для них и игра покажется классной, и есть простор для заморочек всяких. НЕфанатам рекомендовать побоюсь, может понравиться, но с бОльшим шансом вряд ли. Хотя школьникам от 10 до 14 лет именно такая игра и нужна.

Я бы тоже ещё поиграл в неё ещё, попробовал на вкус все команды ниндзя, но с кем - вот в чём пока вопрос. Будем искать. =)



32 комментария:

  1. Кстати спрашивал издателя по некоторым нюансам правил. Ответы оставлю здесь, вдруг кому понадобятся.

    1. Пассивная техника Рок Ли. В ней указано, что он не тратит чакру на бег и прыжок. Но в правилах нигде не указано, что на эти действия тратится чакра. Чакра тратится на бег у остальных персонажей? Если нет, то в чём смысл пассивной техники Рок Ли?
    Рок Ли немного особый герой, потому что у него нет параметра чакры вообще, поэтому он ее ни на что не тратит и ее не получает. В одной из старых версий правил действия «прыжок» и «бег» тратили чакру героя. И особенность Рок Ли позволяла этого избежать. К сожалению эта его особенность просочилась в финальную версию игру. Мы сожалеем об этой досадной опечатке. Смысла в пассивной технике Рок Ли на данный момент нет.

    2. Можно ли с помощью бега спрыгивать на более низкий участок поля? То есть добежать до клетки, где нет пола и на следующий ход "упасть" на уровень ниже.
    Стр. 5 «Если на пути персонажа клетка без поверхности, на которой можно стоять, персонаж должен остановиться перед этой клеткой».

    3. Можно ли прыгать не вверх, а на клетку вправо/влево?
    Стр. 5 «При прыжке персонаж также может сместиться на 1 клетку вперед или назад».

    4. Можно ли не выполнять действия? Например, при открытии действия «прыжок» взять и не прыгать?
    Нет нельзя, вы обязаны попытаться выполнить подготовленные действия.

    5. Возможно ли понижение уклонения ниже 1?
    Все бонусы и пенальти на Уклонение складываются с параметром Уклонение персонажа. Полученный результат и будет параметром уклонения для конкретной атаки. Например, Бонус к уклонению +1, пенальти к уклонению -3, базовое уклонение 2, в результате Уклонение персонажа становится равно 0 и тест на уклонение можно не проводить.

    6. Тратится ли чакра при выполнении техники? В технике как правило написано, что она тратит чакру именно во время следующих действий, но про трату чакры во время объявления техники ничего не написано.
    Стр. 6 «Для выполнения техники герою необходимо потратить определенный запас чакры и особое условие указанное на карточке техники». На самой картчоке указано требуемое количество Чакры.

    7. Если персонажа каждый ход тратится чакра при выполнении действий, то она тратится до действия или после него?
    Стр. 6 «Игрок, чей герой использует такой жетон, перед выполнением действия решает, продолжит ли герой применять данную технику или нет и т.д.»

    8. Персонаж Тен-Тен имее пассивное умение восполнять запас кунаев во время розыгрыша экипировки. Это она делает ВМЕСТО действия или ВМЕСТЕ с ним (например, обхъявляет бросок куная и одновременно восстанавливает 3 куная)?
    Делается ВМЕСТЕ, но не больше 2 раз за бой.

    9. Некоторые техники ниндзя требуют работы другой техники. Пример - Нэджи, которому сначала надо сыграть на себя Бьякуган, а потом можно наложить Дзюкен. Вопрос - чакра тратиться от двух техник или только от последней?
    Чакра тратится от жетонов конкретных техник, см. стр 6. Если техник несколько, то и тратить придется за несколько.

    10) Применение печати-мины. Срабатывает ли печать, если при установке в зоне поражения уже стоит персонаж противника? Или печать реагирует ТОЛЬКО на движение?
    См. стр 7 «Любой противник, ПРОШЕДШИЙ через соседнюю клетку с огненной печатью…» Т.е. для ее активации герой должен двигаться.

    ОтветитьУдалить
  2. Так "сеанс одновременной игры" же прямо предусмотрен правилами! Пока двое дерутся - остальные ходят по полю. Если они "сойдутся", то тоже начинают сражение на другом поле.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, но немного не так. Там предусмотрено, что игроки, независимо от того, чем заняты, делают свой ход. К примеру, 1 игрок атакует, потом 2 игрок атакует, 3 игрок шляется по лесу и 4 игрок соответственно тоже шляется...Всё по очереди! Получается, что при одновременном бое игрокам-участникам одного боя надо ждать ходов игроков с другого боя. Спрашивается: зачем мне ждать хода игроков, которые на данный момент никак на меня не влияют?

      А сеанс одновременной игры, по моему мнению, должен проходить без подобных ожиданий.

      Удалить
    2. Полностью согласен!)

      Удалить
  3. Поиграл в наруто. Я лично доволен. Экшен будет если давать по 2 команды каждому. Так все приказы будут сыграны. И разыгрывать их по очереди. Лично мне это понравилось но вот про баланс вообще не могу ничего сказать. Надо смотреть и играть) Тестили пока 1-1. Собираемся 6ром)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересный вариант. Команда из шестерых ниндзя =) Рад, что игра нашла своего игрока. Удачный партий!

      Удалить
    2. Но как тут не хватает минек) А вот про поле ты был прав) Поле лишнее. Лучше просто устроить турнир сразу. Ибо бегать и отбирать вообще нет желания после поражения у всех) Так же видно игры сырая. А качество печати ужасное. У меня все жетоны сдвинуты в бок с одной стороны.

      Появился вопрос. Что есть техника требует 2 чакры за каждый ход а у меня всего 2. При 0 чакры у меня способность остается? И второе. Когда я должен платить чакры которая тратится каждый ход? в начале действия или в конце?

      Удалить
    3. На второй вопрос ты уже ответил) Упс) Вообще нужно пилить хоу румы и балансить игру или надеется что звезда сделает доп) Хотя это мало вероятно) А это игра уже была где то издана до нас?) или это эксклюзив?)

      Удалить
    4. Чакра снимается в начале хода, если её достаточно для техники - то всё в силе. =) А вот если 0 чакры на начало хода персонажа, то техника уже снимается.

      Это эксклюзив от Звезды, больше нигде её нет. Если бы в игре были миньки, то игра стоила бы минимум в два раза больше. Сколько персонажей? 18? 18 уникальных миниатюр. Успех тогда был бы только через Кикстартер, там это любят и денег не жалеют.

      Удалить
    5. У вас кстати тоже все жетоны с одной стороны сдвинуты? звезда меняет такой брак? или для нее это норма?

      Удалить
    6. Нет, у меня косяка такого нет, всё нормально. А насчет обмена - напишите им, на их сайте, я думаю, есть контактная информация.

      Удалить
  4. Возможно ли такое, что способность рок ли: "не тратить чакру на применение действий бег и прыжок" означает, что он может использовать общую технику: "Шуншин" и перемещаться за спину противника на любое количество клеток не тратя ни чакры, ни здоровья? Ведь у рок ли есть такие техники как: "Лотос" и "финальный лотос", которые чтобы применить нужно быть рядом с противником.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет. Бег и прыжок - это отдельный действия с отдельной картой каждая. А техника, хоть и общая, - это техника, совсем другое действие.

      В одной из старых версий правил действия «прыжок» и «бег» тратили чакру героя. И особенность Рок Ли позволяла этого избежать. К сожалению эта его особенность просочилась в финальную версию игру.

      Удалить
  5. у меня вопрос: способность сакуры "тратится на одну чакру меньше" можно использовать на напарников по команде? И еще способность наруто "тратится на одну чакру больше" действует только на первом уровне или на всех?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На напарников вряд ли. А про Наруто надо смотреть. Сейчас под рукой игры нет.

      Удалить
    2. но тогда смысл ее способности?

      Удалить
    3. Эта способность помогает делать например независимые техники дешевле.

      Удалить
  6. а доп к игре выпустят?

    ОтветитьУдалить
  7. у меня вопрос положение персонажа влияет на уклонение от техники или нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно влияет, это очень хорошо описано в правилах. Если нападают не спереди, а сверху или сзади - уклониться становится непосильной задачей.

      Удалить
  8. я не понимаю фишечку в игре на которой изображены 5 кунаев. Как это работает? Бросать их вместе? Или просто запоминать сколько потратил?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это как купюра в 5 рублей, те же кунаи, только разменять надо перед применением одного. Ну или запомнить.

      Удалить
    2. а вот лично для вас вопрос, не считаете ли вы команды 2 дисбалансной?

      Удалить
    3. Я не настолько много сыграл, чтобы делать выводы о балансе игры. Тем более игра уже нашла другого владельца, так как я так и не смог найти возможности поиграть в игру ещё ( ни времени, ни желающих)

      Удалить
  9. А что делать когда открыл карточку которая означает действие,а что потом,брать новою или что? Подскажите пожалуйста^_^

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пока не совсем понимаю, можно более развёрнутый пример?

      Удалить
    2. В начале каждого раунда боя вы раскладываете каждому из трех персонажей карточку действия, из шести не повторяющихся между собой.
      Потом нападающий первый открывает одну карточку действия, за тем второй. Потом у нападающего ходит второй персонаж (очередность хода персонажей выбирают игроки и пока карта действия не перевернута можно изменить решение какой из персонажей будет ходить сейчас)
      Потом, когда в каждой команде сходили все персонажи вы забираете перевернутые карточки и раскладываете заново как вам нравится.

      Удалить
  10. Человек который жалуется на затянутость игры возмущается элементом который ее ускоряет.
    Истати емл ты будешь пользоваться возможностью бега (походить еще раз потратив всем персонажам по 2 здоровья то игра на двоих с крайне высокой вероятностью превратится прекращается после первого боя. Команда Ино Шика Чо на стартовом распределении могут иметь достаточно здоровья для трех дополнительных ходов. Что означает добежать до башни даже из верхнего-правого угла. Т.е. из самой далекой точки от башни. Но скорее всего одного дополнительного перемещения будет достаточно. Т.к. 11 из 16 клеток позволяют добежать до башни за два хода.
    А это может сделать любая команда

    ОтветитьУдалить
  11. И вот поправьте меня если ошибаюсь, но способности сакуры полностью бесполезны. Мог бы быть смысл бегать по стенам если бы она умела кидать кунаи, но у нее достаточно низкий показатель экипировки. Атака еще ниже. Уклонение средненькое, здоровье в том же ряду что у Тэнтэн которая просто зашвыривает противника тоннами железа.
    Если делать ее соответствующей анимешному персонажу то можно дать ей технику на рукопашный удар в 6 или 5 урона и +1 уклонения противнику.
    Потому что Какаши уже на первых тренировках говорил про сакуру, что если такой удар в меня попадет, то я умру, но он от ее ударов уклонялся легче чем от атак Наруто.

    ОтветитьУдалить
  12. Хотелось бы спросить, а техники Кинуты и Абуми это дальние или ближние атаки?

    ОтветитьУдалить
  13. Почему я не-где не могу купить ету игру?

    ОтветитьУдалить

Популярные сообщения