пятница, 26 ноября 2010 г.

Зимние игры. К2.

Теперь я могу спокойно открыть у себя статью, когда ее все прочитали на другом ресурсе...



Всемирная выставка/ярмарка в Эссене 2010 предоставила игровому миру невообразимое число новинок. Каждый, кто съездил, нашёл для себя что-то своё и уж точно не разочаровался. Я никуда не ездил, однако звёзды сложились так, что и мне перепало немало. Кубики Irondie, карточная раритетная игра Ogallala, компактная новинка Карманные Сражения: Орки против Эльфов и совершенно неожиданно настольная игра производства Польши - K2.

Краткая справка. К2 - горная вершина, вторая по высоте в мире. Ее высота составляет 8611 метров над уровнем моря. Такое нестандартное название является аббревиатурой и означает, что данная вершина пронумерована второй в горном массиве Каракорум. Есть и более стандартное название (Чогори), но в профессиональных кругах оно не прижилось.
По сложности восхождения К2 является второй горой в мире, обгоняя даже Эверест. Голые факты: в то время как Эверест смогло покорить уже более 1500 человек, на К2 смогло забраться около 250 человек.


Одноимённая настольная игра предлагает игрокам посоревноваться в альпинизме. В распоряжении каждого игрока 2 альпиниста и по палатке у каждого. Цель - вершина К2. Но как и в реальной жизни, это не простая гонка в стиле "кто первым дошёл - того и тапки". Дело в том, что у каждого альпиниста есть шкала здоровья, которая отслеживает его нынешнее состояние и если на ее шкале фиксируется значение ниже минимального - альпинисту больше не попить горячего кофе и не послушать любимую песню Высоцкого.


Перед началом игры каждый выбирает себе цвет и получает соответственный комплект деревянных фишек, колоду карт и мини-поле для отображения здоровья альпинистов. На игровом пространстве помимо помимо принадлежностей игроков и игрового поля есть жетоны риска и плашки с погодными условиями. Они будут постоянно усложнять игровой процесс.

Рассмотрим каждый элемент по отдельности:

Игровое поле. Это несомненно самый красивый элемент игры. Задний план не что иное как фотография горы К2 во всей своей красе. Даже в таком виде зрелище очень будоражит кровь, я даже не представляю, какие эмоции испытывают те, кто смотрит непосредственно на саму гору. Поле двухстороннее, на одной стороне - простая версия, на другой - усложнённая. Несложно по изображению догадаться, какая из сторон какая.






Плашки погоды. Каждая плашка предоставляет игрокам прогноз погоды на 3 дня. На каждом значке отображается высота по шкале, на которую распостраняется прогноз, а также эффект, который действует на альпинистов, которые окажутся на данной высоте. Отмечается текущий день специальным чёрным маркером. Есть два вида плашек - простые и усложнённые. Играть можно и теми, и другими, и вперемешку.




Жетоны риска. В реальной жизни зачастую несчастные случаи бывают именно из-за спешки. Жетоны риска выполняют функцию усмирения самых дерзких игроков - тех, кто хочет быстрее всех взобраться, не взирая ни на какие факторы.








Фишки игроков. 2 альпиниста, 2 палатки и два дублирующих человечка, которые отслеживают высоту каждого из альпинистов. Фишки одна гладкая, другая ребристая...У нас почему-то сложилась стойкая ассоциация, что один бритый, а другой волосатый (с волосатым логично - вы видели когда-нибудь бритых альпинистов?)







Плашки здоровья. Две шкалы от 1 до 10 для каждого альпиниста. В игре под конец хода может быть не более 6 очков здоровья, но это не мешает поднакопить побольше здоровья для минимизации влияния негативных эффектов.





Карты игроков. Именно с помощью них альпинисты передвигаются по горе и отдыхают в промежутках между подъёмами. Карты с цифрами в зелёных кругляшках для перемещения, с синими кругляшками - для улучшения состояния здоровья. Отдельно стоит упомянуть про карту спасателя. Она используется в семейном варианте игры и нужна для того, чтобы один раз спасти альпиниста, если его шкала здоровья покажет ниже единицы.



Итак, альпинисты встают на стартовую площадку и начинают восхождение. Один раунд представляет собой один день восхождения, всего альпинистам дано 18 дней, чтобы отметиться на как можно большей высоте и выжить.

Один день состоит из нескольких фаз: выбор карт и учёт риска, фаза действий и фаза проверки здоровья.


Выбор карт и учёт риска. Каждый игрок берёт себе 6 карт из персональной колоды, предварительно перемешанной конечно же. Из этих 6 карт можно оставить только три, остальные идут в сброс. Карта перемещения ли, карта здоровья ли - любая карта может быть сыграна только на одного альпиниста, то есть разделить очки карты на двоих нельзя. Когда карты выбраны всеми игроками, то происходит одновременной вскрытие руки. У кого очков перемещения больше всех - тот берёт себе одну из открытых фишек риска и должен минусовать ее значение у какой-либо карты или значения по шкале жизни. После этого переворачивается новый жетон риска и ждёт своего "счастливчика".

Фаза действий. Самая главная часть игрового процесса. Игроки по очереди (начиная с первого игрока, который на данный момент владеет "киркой") производят свои действия на очки от выбранных карт.
Перемещение. Тратятся очки с зелёными кругляшками на картах. У каждого участка горы (круглого, зачастую с двумя числами) есть свой уровень сложности восхождения на нее и отображается жёлтым кругляшком с цифрой. Чтобы на неё взобраться/спуститься, надо потратить ровно столько же очков перемещения.
Установка палатки. Палатку можно установить на участке, где стоит ваш альпинист в данный момент. Для этого надо сыграть столько очков передвижения, сколько отображено в желтом кругляшке у этого участка (уровень восхождения).
Повысить уровень здоровья альпиниста. Играются карты с синими кругляшками и цифрами в них. Повышается уровень здоровья альпиниста ровно на номинал такой карты.

Проверка здоровья. Негативных факторов, влияющих на здоровье альпиниста, в игре всего три - жетоны риска, персональные свойства участка и погода. Каждый из этих факторов чётко и ясно показывает, сколько очков здоровья отнимается у того или иного альпиниста. Положительно в эту фазу влияет только палатка - если вы стоите на участке с палаткой вашего цвета, то в этой фазе к здоровью плюсуется одно очко.

После того как раунд закончится, маркер погоды перемещается по плашке на один день вперёд и всё проходит заново.

Где же очки? - спросите вы. Начиная с покорения 6000 метров, на участках появляются флажки, на которых и отображено количество очков, которые альпинист получает при восхождении на этот участок. Для удобства у каждого альпиниста есть собственный наблюдатель, который выглядит идентично фишке альпиниста. Правее основного места действия (поля с горой) есть специальное поле, по которому перемещаются наблюдатели. Как только альпинист покорил какую-то высоту, наблюдатель это фиксирует своим местоположением. Очень немаловажно, что если после этого альпинист спустится, то наблюдатель останется на самой большой покорённой высоте. Так что необязательно дневать и ночевать на вершине К2, достаточно отметиться и можно спускаться обратно. Если альпинист покорил какую-то вершину, но его шкала здоровья опустилась ниже 1, то вызывается спасатель (играется карта спасателя) и спускает нерассчетливого альпиниста на безопасную высоту. В этом случае наблюдатель спускается на 4 деления (игрок теряет очки). В следующий раз, когда шкала здоровья у этого же игрока покажет меньше 1, то альпинист погибает и за него в итоге получают поощрительное 1 очко. Так что действуйте осторожней.

После 18 дней игра заканчивается и просматривается положение наблюдателей, которые отмечали самую большую покорённую высоту каждого альпиниста и соответственно очки за нее. Очки альпинистов игрока складываются и игрок, у которого очков больше, объявляется победителем. При равенстве очков победителем объявляется первый, кто взобрался на вершину.

Вот так незаметно для себя я вам описал весь игровой процесс.
Первую партию мы играли на троих с использованием карты спасателя. Первый же игрок, покоривший вершину и думающий что победа за ним, через ход уже использовал карту спасателя, что откинуло его наблюдателя на 4 деления вниз. После этого все игроки стали более осторожными и прикидывали, куда бы по-выгоднее поставить палатку. В итоге оптимальным оказалось поставить палатку до отметки 8000 метров. Но никакая палатка и никакие запасы здоровья не спасли того же игрока от гибели альпиниста - под рукой не оказалось ни одной карты здоровья и уйти было некуда. Далее уже другой игрок забрался на вершину и воспользовался спасателем...Лично я поставил палатку за 2 шага до вершины и сидел там двумя своими альпинистами до тех пор, пока не накопил максимальный запас здоровья. Эта стратегия позволила мне победить, мои альпинисты по очереди покоряли К2 и возвращались в палатку греться. В итоге 20 очков у меня, 13 у другого игрока и 11 очков у игрока с одним живым альпинистом.


По собственным ощущениям и отзывам тех, с кем я играл, сложилось четкое и однозначное мнение. Игра отличная. Оформление на высоте, как бы двухзначно это не звучало для К2. :) Автору надо отдать должное - процесс получился очень атмосферным и реалистичным. Правила логичны и понятны, объясняются за 5-7 минут и полностью воспринимаются за 10-15. Широкий простор для изменения уровня сложности. Очень серьёзным параметром был, есть и будет фактор случайности. Здесь он есть в виде карт, приходящих на руку и порой именно он является причиной гибели. Именно из-за случайности прихода карт в рук бывший хозяин игры отказался от нее в мою пользу. Моё же мнение таково, что случайность в этой игре не только не портит процесс, но и наоборот, позволяет игре не превратиться в сложную тактическую расчетную игру немецкого типа. А значит, эту игру можно смело рекомендовать для семейного досуга уютным вечером. Не забывайте, что если бы в реальности можно было покорить вершину К2 чисто расчетным путём, то покорителей насчитывалось бы не 250 человек.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения