четверг, 19 августа 2010 г.

Мнение о...Bombay


Совсем недавно мне удалось поиграть в настольную игру Bombay от Ystari games. Наша семейная ячейка вообще очень хорошо принимает игры от этого французского производителя - очень частыми гостями на столе бывают Yspahan и Caylus Magna Carta. Что получилось на этот раз - читаем дальше.







В игре Bombay мы становимся индийскими челноками с очень актуальным для тех мест транспортным средством - слоном. Наша работа заключается в том, чтобы на оптовых базах закупать тюки с шёлком разных расцветок и поставлять их в города, где изысканные дамочки давно уже заждались завоза материальчика для их новых нарядов. :) Цель игры также проста - заработать как можно больше рупий. Ну что, слоны навьючены, багажник почищен, в кармане 2 рупии - вперед на работу?


Кратко о правилах. Игра длится несколько раундов, в основном равному количеству игроков. Каждый раунд состоит в среднем из 4 ходов игроков. В свой ход игрок имеет 3 очка действия, которые он может потратить на передвижение, получение гос. помощи в размере 1 рупии (пропустив ход), скупку, продажу, а также разместить шатер на дороге для уставших путников.


Неординарное решение автор игры принял, классифицируя цены шелка на оптовых базах. Каждый раунд на базы привозится продукция, причем количество завоза меняется. Например в первом раунде у нас синего шелка прибыло аж 3 штуки, а фиолетового с желтым по одному, а во втором раунде фиолетового шелка завоз очень крупный в виде 3 тюков и тд. Так вот, цены на шелк определяются исходя из количества его на складе. Много шелка - значит и закупочная цена небольшая. Мало шелка - готовься раскошелиться. До этого момента лично мне все казалось логичным. Но оказывается, что цена определяется не только рупиями, но и очками действия. дешевый материал стоит очко действия плюс рупий. это понятно - потратил время на закупку, пришел, купил. хорошо. Но вот дорогой шелк, стоящий 2 очка действия и 2 рупии - это как то непонятно... Это что значит? типа я пришел, попросил того цвета шелк, заплатил, так еще и потратил очко действия на перепалки с отделом сбыта???? Лучше бы сделали 3 рупии и очко действия...ИМХО











По продажам в города всё логично. У каждого города есть потребность в том или ином
виде шелка, это показывает "шкала потребностей" возле каждого города в виде трех кубиков, расположенных вертикально. Цвет верхнего кубика определяет самый нужный товар, то есть за него наши челноки могут получить очень даже неплохой барыш в виде 4 рупий. Как только потребность города в "верхнем" цвете шелка удовлетворена, то "шкала" меняется - верхний шелк перемещается вниз и соответственно бывший средним шелк становится самым востребованным.






Так же разработчик не забыл про альтернативный способ заработка. если не успел продать выгодно шелка, если кто-то оказался расторопней тебя - не грусти. Ты ведь можешь раздербонить тюк с шелком и из материала сконстролить шатер для отдыха проезжающих челноков. Ставится он на пустом месте, где нет баз, городов и тд. Как челночек пройдет мимо твоего шатра, ты получишь рупию за услуги. Так же на пустыре при постройке ты можешь обнаружить массу полезностей... Например 2 рупии, забытый кем то тюк с шелком, постоянного клиента или квитанцию о посещении какого нибудь города. Шатры вообще очень выгодное дело само по себе, а уж как средство доп. заработка просто незаменимо.


В общем то это почти все правила, остальное нюансы... Главное в конце - у кого больше рупий тот и прав.


Впечатления.
Сначала по качеству исполнения. О, это просто песня. Арт отличный, яркий и очень привлекательный. Все компоненты как всегда на высоте, а уж шатры со слонами так вообще кульминация оформления Бомбея. В общем, всем поклонникам красочных игр а-ля Каменный век посвящается.

Теперь по самой игре. Если по оформлению бесспорная пятерка, то по игровому процессу я бы поставил четверку с большой натяжкой. Во-первых, игра очень требовательна к количеству игроков, чем больше - тем интересней (вдвоем вообще тоска). Во-вторых реиграбельность не очень большая: даже при разнообразном размещении компонентов, предусмотренных в игре, не покидает ощущение, что партии похожи друг на друга очень сильно. После трех партий возвращаться к настолке не очень хочется и этот вердикт поставили все игравшие участники.

....Всё-таки в этот раз Ystari не оправдала возложенных на нее ожиданий...



Плюсы:
+отличное оформление и качество компонентов
+потенциально интересная тематика игры
+логичный и простой игровой процесс

Минусы:
- Странное и непонятное ценообразование при закупке
- Часто не хватает очков действия для завершения того или иного манёвра (например, часто под конец раунда двух ходов не хватает чтобы закупиться и продать)
- Черезчур быстрая партия и очень простой игровой процесс (несмотря на порядочную цену игры). Даже не успеваешь насладиться процессом.
- Очень напрашивается какой-нибудь еще один способ заработка (см. минус второй, иногда до конца раунда просто делать нечего)
- Слабая реиграбельность






(в публикации использованы фотографии с boardgamegeek.com)





8 комментариев:

  1. Спасибо за обзор. Правда я посмотрел только первый абзац, картинки и впечатления. Но мне этого хватило. :) Главное, что все плюсы и минусы — по делу.

    ОтветитьУдалить
  2. Всегда пожалуйста. приятно быть полезным=) многие, кто играл, также назвал минусом долгую подготовку к игре (раскладывание фишек и тд). Но мы уже просто к этому привыкли и, если бы игра стоила того, то даже не обратили на это внимания....

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за обзор! Исфахан нам очень нравится. Бомбей внешне просто отличный, жаль, что геймплей подкачал.
    @ilyathebes:
    А вы, случаем, в Thebes не играли? Очень интересно впечатления послушать )))

    ОтветитьУдалить
  4. Дмитрий!

    Вы особо не смотрите на мой обзор - он не истина в последней инстанции. Вот например Альт (boardgamers.ru) Бомбей очень хвалил. просто кому как. Исфахан несомненный хит...до сих пор актуален на нашем столе.

    А вот фивы пока не удалось попробовать...времени немножко, да игр неопробованных еще туча =)

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за Ваши обзоры, в том числе и за этот. Скажите, а мне одному так "повезло" - в купленном в триоминосе экземпляре игры все слоники и "шатры" жутко воняют чем-то ядовито-пластмассовым. Уж как не отмывал, во что не пробовал опускать - запах не пропадает. А не Вы, не Alt ни о чём подобном не упоминали.

    ОтветитьУдалить
  6. за обзор всегда пожалуйста, рад что понравилось =)

    нет. пластик был совершенно без запаха. Ваш случай скорее всего исключение.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за хороший обзор, но вступлюсь за Bombay. Дело в том что это моя любимая игра из тех что большинству игрового мира не понравилось. От части это дело личных предпочтений, но кое-какие моменты я откомментирую:

    - Странное ценообразование - вам не нравится чисто с темачической точки зрения? Ну придумайте же что-нибудь, ну например нужно стоять в очереди за дорогим шелком. Пора привыкнуть что в евро-играх итак все притянуто за уши. А с точки зрения механики все по-моему оттестировало и работает хорошо.

    - Не хватает очков действия / короткая партия. Моя первая реакция была абсолютно идентичная. Но потом мне кажется я понял задумку автора. При малом количестве действий и ходов вы не можете позволить себе решать только сиюминутные, тактические задачи, а должны использовать оставшиеся до конца игры ходы как этакий глобальный ресурс, на основе которого уже получается сформулировать задачи вплоть до конца игры (читай - стратегию).

    ОтветитьУдалить
  8. Ценообразование - леший с ним. Это просто моё субъективное мнение. Почему не сделали более примитивно и понятно, 1-2-3 рупии за товар? тогда бы уже игрок пытался бы строить свои ходы так, чтобы не остаться в минусе (а минусов в деньгах, скажем так, в игре то и нет). А тут вместо того чтобы считать деньги, игрок считает очки действия... ИМХО, не по-челночьему =)

    Все таки игра более тактическая чем стратегическая. ведь каждый раунд цены меняются и каждую продажу в город сопровождает изменение спроса этого города. для стратегии этот случайный фактор не очень подходит...

    И я тоже вступлюсь за бомбей =) Альту (у которого тоже есть обзор этой игры) и его соратникам по играм эта игра нравится. Так что игра просто не для всех...

    ОтветитьУдалить

Популярные сообщения