среда, 13 мая 2015 г.

Отечественное. Обзор настольной игры "Поморы".

 Недавно я получил подарок от архангельского автора в виде настольной игры с архангельским колоритом. Отыграв несколько партий, спешу вам рассказать о ней...

.

"Поморы" - настольная игра про рыболовный быт жителей побережья Белого моря в стародавние времена. Здесь мы будем отправлять корабли в море и ловить съедобных морских обитателей, а также зарабатывать на продаже соли, с помощью которой можно хранить большой улов.  Игра рассчитана всего на двоих, хотя кораблей в море будет предостаточно.


КОМПОНЕНТЫ.
 Давно я не видел такой подход к оформлению коробки. Коробка из плотного коричневого картона, на которую нанесены две наклейки, спереди и сзади. В голове возникают эдакие винтажные мысли, будто игре лет 100. Тут и тема, и изготовление подобраны идеально. В общем, достаточно необычно и позитивно. 

 В комплекте идёт игровое поле, фишки кораблей  и пара фишек для учёта очков, карты действий, карты морских ресурсов, карты известий и 1 кубик. Поле неразборное и не складывающееся, что определённо позволит ему прослужить долго, но и размера небольшого. Качество отличное. 

 Морские деликатесы, которых мы будем ловить. Не могу назвать просто рыбой, так как присутствуют тюлени. 

 Карты известий здесь играют роль компенсации за неудачи в ловле и на рынке. Можно и подгадить, и себя продвинуть...в общем много чего интересного. Написано антуражно. Есть отдельная колода карт на английском языке (правила на англ. тоже прилагаются), что делает игру хорошим подарком иностранцу. 

 Вот такой комплект карт действий получит каждый игрок. Можно отправиться на рыбалку, а можно продать соль на рынке, если есть что солить конечно. =) Художественное оформление игры мне напоминает стиль из мультфильма "Смех и горе у бела моря" (шикарный мультфильм, пересматриваем регулярно).

Встречаем по одёжке: тема, оформление, коробка, текст на картах - всё выдержано в едином стиле и готовит игрока к полному погружению. Моя оценка - классно! =)


КАК ИГРАТЬ?
 У игроков есть по комплекту карт действий и по 5 кораблей. Определяем первого игрока и начинаем. 
Игровой раунд разбит на несколько фаз, где игроки, начиная с первого, поочерёдно будут производить необходимые манипуляции: фаза перемещения, фаза выбора действий, фаза погоды, фаза лова и подсчёта очков. 

 Во время фазы перемещения у игрока есть всего 3 шага, которые он может потратить на:
- выставление нового корабля на море (самый близкий кружочек у одного из портов) ;
- перемещение одного корабля на один кружок в любую сторону, причём если шагнуть в сторону порта, то можно "вынырнуть" из другого порта и встать на кружочек рядом;
- перепрыгивание через занятые кораблями кружочки (через один или несколько);
- перемещения корабля на кружок рядом, на котором стоит корабль оппонента (тем самым блокируя его);
- транспортировки корабля в ремонтный док (полезно, когда твой корабль заблокировали).

Каждый кружочек - это место лова тюленя или определённого вида рыбы.

 Какую рыбу можно выловить, указывают открытые карты рыбных ресурсов. Причём метод подсчёта улова довольно простой, но почему то написан так, что не все при прочтении его поняли: общий улов определённого вида рыбы = количество кораблей*общее количество рыбы на открытых картах. 
К примеру(на фото выше), если ловим треску (голубые кружочки), то получаем 1 корабль*2 трески = 2 трески. =) Или 2 корабля на коричневых крожочках * 3 тюленя = 6 тюленей в общем. 

В фазу выбора действий игрок должен выбрать 2 карты из доступных 10-ти (по  крайней мере в начале игры), тем самым обозначив свои намерения. Это может быть как ловля определённого вида рыбы, так и продажа соли.

В фазу погоды бросается кубик и определяется, где штормит. Выпало 1-2, кубик бросаем ещё раз. Если снова 1-2, значит, море спокойно и раунд продолжается без изменений. 3,4,5,6 - по разные стороны от порта с соответствующим номером отправляется на ремонт по одному кораблю, самому близкому к порту. Отдельно замечу - не обратно к игроку, а именно в доки на ремонт. 

 В фазу лова, начиная с первого игрока, вскрываются и отыгрываются выбранные карты действий.  Первым делом расправляемся с картами лова, формулу подсчёта очков я привёл выше. После лова второго игрока нужно подсчитать общий улов всех игроков, он важен для срабатывания карт продажи соли. Если число на карте меньше, чем общий улов, то она срабатывает и даёт игроку столько очков, сколько на ней нарисовано. Ну а если нет, то и солить нечего. =) Сыграв карту соли, игрок забирает себе корабли из ремонта. 

Внимание, очень важный момент! Если одна из карт не принесла вам очков, то вы вообще очков не получаете. Поэтому надо быть очень внимательным к тому, что делаешь. Конечно, в качестве компенсации вы получите карту известий, но она принесёт чуть меньше, чем при удачном розыгрыше. 

 Постепенно карты добычи будут накапливаться и это тоже даст игроку некоторый бонус "за большой улов": накопил 4 карты одного вида - сбросил их и получил 4 очка. После этого также сработает бонус за 5 карт, дальше за 6 и тд. 

Игра идёт, пока не кончится рыба в море или пока кто-то не разбогатеет до 70 очков. 


ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
 В самой первой партии мне показалось, что его величество случай здесь правит во всей красе и игрокам только и остаётся, как наблюдать за происходящим. Ну сами посудите, шторм может прийти откуда угодно, карты рыбы для второго игрока - вообще загадка. А если напомнить, что очки можно получить исключительно в том случае, если обе карты действий удачно сыграны, то вообще становится страшно за игроков. Однако признаюсь, первое впечатление оказалось ложным. 

На самом деле планировать что-либо в этой игре реально, начиная от грамотной расстановки кораблей, заканчивая достаточно точными прогнозами для продажи соли. 
Весь игровой механизм хорошо проработан, сильно отстающих не планируется, однако есть несколько "заусенцев", которые делают процесс не очень элегантным: это касается и ремонта кораблей, и промежуточного подсчёта (когда ждёшь, сыграет ли твоя соль например). С каждой партией всё сглаживается и кажется более логичным, но с наскока полностью принять игру не удастся.

Многие из тех, кто опробовал игру, назвали её довольно абстрактной. В корне несогласен, именно в атмосфере конёк "Поморов". Ловля рыбы, шторм, поломки, конкуренция на рыбных местах - я ощущал именно их, а не добор карт, броски кубика и тд. Чтобы передать атмосферу, автору и издателю в одном лице пришлось сделать всё возможное: подходящий арт, текст, тематика, даже коробка и та работает на атмосферу. Осталось превратить очки в деньги (по сути они и есть деньги, продаём улов и соль). Кстати для атмосферы может помочь такой набор корабликов (достал из "Морского боя" изд-ва Bombat games):

"Почему море нарисовали таким маленьким?" - спросил меня один из коллег. В этом вопросе замаскирован небольшой минус игры - игра строго на двоих. Теоретически можно увеличить количество игроков, однако третьему игроку осмысленно играть почти невозможно. Но именно этой игре не хватает бОльшего количества игроков.   

Как игра - очень неплохо, как сувенир - просто замечательно. Приятно смотреть, приятно играть, приятно подарить. 


3 комментария:

  1. Спасибо за ваш обзор "Поморов"! Да, фактор случайности почему-то многие отнесли к минусам игры, хотя он использовался для того, чтобы создать повод хорошо подумать в процессе игры. Единственно, что касается пополнения карт рыбы перед ловом второго игрока, его, возможно, стоит убрать.
    Минусов в игре после рассмотрения опытными игроками оказалось, конечно, больше, чем я думал. Это не очень понятные правила, не очень эффективная система перемещения кораблей (много правил для них, а сами перемещения довольно простые и не требующие каких-то сложных решений), плюс механика, которая не подталкивает очевидно игрока к тому, чтобы играть, как это задумано в игре.
    Что касается игры на троих. Хотя основная идея расчета спроса на соль путем сложения минимального и максимального улова сама по себе очень продуктивная, выяснилось, что в том виде, в котором я сделал игру на троих, и тем более, четверых, ее выпускать нельзя. Игра становится неуправляемой, в основном из-за пополнения карт ресурсов. Плюс к этому нарисовался чудовищный даунтайм в промежуточных подсчетах. Чтобы довести ее до ума, очевидно нужно убирать эту гибридную систему перемещений, зависшую между между контролем территорий и аукционом/ставками. Потом, максимально упростить систему вычисления улова (может быть, убрать карты ресурсов, а сделать корабли с разными значениями и выставлять корабли на поле поочередно по одному на произвольные клетки). Пока я еще над этим думаю. Хотелось бы упростить на порядок.

    С уважением, Стас Серебряков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Стас, какую классную игру вы сделали! Подскажите, где и как её можно приобрести?
      Евгений
      Поморское землячество в Москве

      Удалить
  2. Главный дефект – кратковременный эффект ссылки влияют продвижение сайта. Например, вы приобрили кратковременные ссылки для продвижения конкретной группы запросов. Через кое-какое время имеется рост позиций в выдаче. Вы считаете, собственно нет ценности больше оплатить, или площадка попадает под фильтр. При следующем обновлении наверное мощное снижение трафика, позиций и потеря доверия поисковиков.

    ОтветитьУдалить

Популярные сообщения