вторник, 4 мая 2021 г.

Отечественное. Обзор настольной игры "Сибирь. Начало".

 

Игры от российских авторов всё больше и больше заполняют полки магазинов. Но игра от уже зарекомендовавшего себя издательства и игра от неизвестного издателя изначально обречены на разное отношение покупателя. Какой подход у издателя? Насколько уникальный процесс? Насколько сбалансирована механика? На многие вопросы ещё нет ответов. Вот такими примерно мыслями 25 марта на портале тесера был встречен анонс новой отечественной игры от АНО Система ценностей под названием "Сибирь. Начало". Названием и оформлением игра очень привлекла, но опасения потратить пару тысяч на кота в мешке остаются у большинства. Сегодня, в этой заметке, вы узнаете, оправданы ли ваши опасения. 

ЧТО ВНУТРИ?
Куча карт, 4 набора сибирских деревянных человечков, плитки местности 3 видов, стартовое поле и, что немаловажно, информационные листы. Комплектация богатая, платы "за воздух" не ощущается. 

Не каждый издатель будет заморачиваться с ложементом. Ну или сделает картонный ложемент с одним общим местом под компоненты. Фигурный ложемент в этой игре - уже признак хорошего тона. Вот только...

...только возникла небольшая промашка с местом под тайлы, его не хватает. На процесс это не влияет, жить можно. Но чуточку грустно. 

Мы не стали выбрасывать листы от плиток, они у нас будут служить в качестве дополнительного места хранения (а вообще, детям нравится процесс укладывания плиток обратно)

Сибиряки, они же ватажники, в шапках. Если сравнивать с миплами из других игр, то по размеру больше. Цвета выбраны нестандартные, чтобы на местности не затеряться.

Собственно, сами плитки местности перед вами. В отличие от привычных мне игр с квадратами местности в "Сибири" есть чёткое разделение на северную, центральную и южную зоны. Объекты (рисунки) на местности также имеют своё разделение (то есть, нельзя найти курган на севере или ненецкого шамана на юге). 

Карты поручений - главная цель игры. Выполнение поручения - единственный способ получить очки. Я думаю, тут очень логично и наглядно всё: если поручение лёгкое, то и стоить оно будет 1-2 очка. Самые сложные поручения принесут по 5 очков, но и задействуют весь ваш запас ватажников. 

А вот без этих карт, как потом покажет опыт, вообще сложно. Мы для себя их окрестили картами пакостей. Ведь с помощью таких карт можно расчищать себе путь на поле, раскидывая ватажников других игроков, а также очень сильно экономить свои ходы. Их можно получить в игре, если выполнять определённые поручения.


А вот это, ребята, - меню! Или карта сокровищ....или предмет для любителей всё просчитывать. На самом деле, несмотря на то, что с виду это просто информационный лист, это очень важный игровой элемент. Без него вы поначалу будете, как слепые котята, искать "иголку в стоге сена", то бишь нужные вам объекты для выполнения поручений. В первую и даже во вторую партию этот лист будет у вас в руках 80% игрового времени. 

Исполнение компонентов, за исключением плиток местности, отличное. А вот картонные элементы, стартовое поле и плитки, мне качеством напомнили отечественные настолки 15-летней давности: тут тебе и тонковатый картон, и заусенцы от вырубки, и достаточно сложное изъятие из листов (не порвать хоть один тайл сложно). Но в целом, в процессе не особо отвлекает. 

Если игру встречают по одёжке, то "Сибирь. Начало" очень хорошо одета. Её внешность способна продать саму себя вне зависимости от процесса. Поэтому приступаем к плавномуновому раздеванию, посмотрим, есть ли у игры душа.



КАК ИГРАТЬ?
Если кратко, то начинается игра вот с такого расклада, как на фото. Каждый игрок получит свои фишки ватажников плюс одну карту, благодаря которой за выполнение поручения с таким же символом даст игрок карту фортуны. 

В свой ход игроку предстоит совершить до 4 действий:
  1. Обновить местность рядом со своими ватажниками (выкладываем новые тайлы рядом с миплами игрока, если это необходимо)
  2. Действовать своими ватажниками (ходить по полю или исследовать местность, на которой стоишь)
  3. Взять или сбросить карту поручения (в первом случае нужно для получения очков, во втором - для обновления открытых поручений). Также колода поручений является триггером окончания партии, закончится колода - закончится игровая партия.
  4. Выполнить поручение (если возможно)

Выкладка новых плиток местности происходит исключительно рядом с вашими ватажниками, плитки берутся соответствующих стопок. Цвет местности обязательно должен совпадать с цветом зоны, а в случае с трактом в самой центральной зоны - должны выкладываться исключительно плитки тракта. 

Приготовьтесь к тому, что движение по полю здесь необычное. Вот как я думал - есть человечки, вероятно, они могут двигаться со скоростью 1 клетка. Ха! Начиная с этого момента игровой процесс предстанет перед вами в более абстрактных тонах, чем ожидалось. Ватажник в ход игрока может двигаться вертикально или горизонтально на любое количество клеток, если нет этому препятствий (в виде других ватажников). 

Вместо движения можно перевернуть плитку, на которой стоишь. Это надо для поисков важных для поручений объектов. 

В правилах рекомендуется положить фишки ватажников, когда ими совершите действие. Когда у тебя 5 активных ватажников, это имеет смысл. Я не один раз путался.

Взять поручение - это очень важный шаг. Авторы игры поставили игроков в жёсткие рамки - на руках не более 3 карт поручений. Поэтому я бы рекомендовал брать на руки поначалу самые простые задания и вообще идеально, если они с вашим символом (за который дают карту фортуны). 

На фото выше наглядный пример, какие объекты надо занять вашими ватажниками, чтобы выполнить поручение. Каждая перевёрнутая плитка - это плюс одно действие. Несложно подсчитать, сколько действий нужно, чтобы выполнить каждую из задач. Под конец партии вы будете чувствовать себя знатным стратегом, планируя ходы и расстановку. 

Карты поручений также являются и неким счётчиком длительности партии. Если в свой ход вы не хотите брать карту себе, одну из открытых карт всё-таки придётся заменить новой. Поэтому, с каждым ходом колода будет уменьшаться на 1 карту. А так как в правилах написано количество карт поручений (60), мы знаем количество ходов одной игровой партии.

Чтобы выполнить поручение, нужно, чтобы на требуемых объектах стояли ваши ватажники. Объявляется выполнение в конце своего хода. К слову, нет ограничений на выполнение поручений с одинаковыми символами. Таким образом, теоретически, можно закрыть разом 3 поручения. 


Заполнение игрового пространства происходит с жёстким ограничением по типу местности и площади игрового поля. Итоговое игровое поле будет иметь ровно 9 клеток в высоту и 10 клеток в длину. Фиксированная площадь - это хорошо, не будет ситуаций, как в Каркассоне, когда уходишь за пределы стола и приходится всё поле передвигать. 

Партия подходит к концу, когда иссякнет колода поручений, а также взяты или сброшены все открытые карты поручений. Все выполненные поручения идут в плюс игроку, невыполненные - в минус. У кого очков больше - тот и победил. 


ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Прежде, чем выносить собственный вердикт, я решил посмотреть, насколько интересно играется моим игровым партнёрам. Но сразу скажу правду по одному-единственному моменту - ни одной партии мне не удалось доиграть до конца по правилам "из коробки". 

Первые партии были сыграны с детьми (младшей 8, старшей 12). Для детей "Сибирь", по моему мнению, чрезмерно продолжительна и выматывающа. Сидеть час-полтора и искать совпадения объектов на поле с твоими поручениями - та ещё мука. Но та часть игры, когда дети ещё бодры, им понравилась (не понравилось - не повторили бы). Самой большой популярностью среди поручений, естественно, обладали те, где есть животные. За этими поручениями охота была похлеще, чем за кладом под курганом. Правда, выявился недостаток каллиграфического оформления названий - младшая далеко не всё смогла прочитать без помощи взрослых. Зато старшая заинтересовалась всеми названиями, что только попадались на поле (самая популярная страница правил - со справочной информацией по объектам). По мне, так в справочнике игры дана порой слишком краткая информация (например, про целовальника совсем не раскрыли историю названия, что побудило лезть в википедию...хмм..заинтересовали, значит, работает!) 

Дальше случились партии с чисто взрослым игровым составом. Здесь всё явно пошло лучше. Более ярко проявились достоинства игры, такие как азарт от исследования плиток, выверка каждого твоего шага на поле, блокировки соперников, полномасштабное использование карт фортуны и тд. Процесс втягивает игрока настолько, что перестаёшь следить за окружающим миром.  Но есть у всего этого и обратная сторона - время хода одного игрока. С каждой плиткой местности расчёт собственного хода занимает больше времени. Ближе к концу наших и без того неоконченных партий от просчёта вариантов игрок "пропадал" минут на 5, если не больше. Поэтому играть больше, чем втроём, я бы не рекомендовал. 

Так что же мы имеем в итоге? Для тех, кто не захотел читать всё, что написано выше, вот вам выжимка.

Недостатки.
  • Несостыковка пространства в коробке. Ложемент сделан под один объём тайлов, на деле их оказалось в 1.5 раза больше. 
  • Каллиграфическое описание объектов игры. Красиво, но детям сложновато читать самостоятельно.
  • Время игровой партии. Это для меня, пожалуй, единственная весомая проблема. Каждый следующий ход игрока становится дольше, процесс замедляется, а более 50 ходов на игру при таком процессе - очень много. Можно было бы придумать и другое условие окончания игры.
  • Потенциально не рекомендуется играть вчетвером. Толкотня на поле и ещё большее время ожидания хода вам обеспечены.
Ни плохо, ни хорошо. 
  • Несмотря на крутое оформление, выкладывание плиток местности, игра достаточно абстрактна. И вот вроде бы следы приводят к животному, и деревня превращается в острог, но не всё так будет логично. 
  • Время освоения игры - 2 партии. Только на третью партию я смог играть в более комфортном состоянии. Ни в коем случае не бросайте игру на первой же партии, игра реально способна покорить не с первого раза.
Достоинства
  • Антураж. Освоение Сибири - отличная тема национального масштаба. Игра уже на этом уровне меня заинтересовала.
  • Оформление. Тут вы всё видите сами (зря что ли фотографировал?). Иллюстрации кажутся простыми, но со вкусом. Без халтуры и экономии. Мощная поддержка для антуража.
  • Желание больше узнать про тему. Я это тоже считаю достоинством, когда ребёнок (или папа) задаются вопросами, лезут в справочники. 
  • Самобытный игровой процесс. Такого сплава механик я не видел. И пусть внешнее сходство с популярными играми вас не смущает.
  • Тренажёр для развития памяти. Может я и ошибаюсь, но игра постепенно тебя учит запоминать, какие объекты где искать без применения информационного листа. 
  • Головоломка. Тебе надо продумать логистику своих ватажников так, чтобы как можно быстрее выполнить поручение при условии, что все объекты уже на поле.
  • Конкуренция, которая растёт вместе с опытом игроков. Если в первых партиях вам кажется, что найти нужный объект уже победа, то через несколько партий вы начнёте следить за тем, что берут другие игроки и будете стараться мешать их ватажникам занимать нужные точки. 

"Надёжно. Добротно. Хорошо." (С) Падал прошлогодний снег
Если при самом первом знакомстве "Сибирь. Начало" оставила неоднозначные впечатления, то с каждой партией далее в ней раскрываются интересные слои. И моя откровенная оценка здесь - "точно хочу ещё пару партеек". 



А на этом всё. Спасибо за внимание, увидимся в будущем.


























Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения