вторник, 29 марта 2022 г.

Обзор настольной игры "Кондотьер".


Осень 2013 года стала очень урожайной для издательства "Мир Хобби". Новинки появлялись громко, как например "World of Tanks: Rush", или более скромно наподобие патигейма "Есть идея!". Также по моему мнению довольно скромно появилась локализация карточной игры "Кондотьер", в оригинале "Condotierre". Этой игре уже 18 лет и она старше Колонизаторов и Каркассона, то есть читай - классика. Почему же такую относительно древнюю игру решили локализовать для отечественного рынка? Давайте разберёмся.


Коробка  средняя прямоугольная, в таких же коробках продают "Манчкины". Бумага простая, оформление приятное. Как вокруг коробки не ходи, а придраться не к чему. Может к размерам, но об этом чуть ниже. 
В коробку поместилось игровое поле (цельное, без загибов и паззловости, подогнанное под размеры коробки), деревянные кубики-маркеры для 6 игроков, фишки кондотьера и Папы, 110 игровых карт.
Я до сих пор не устаю радоваться массовому появлению деревянных элементов в играх. Несколько лет назад мы могли об этом только мечтать. =) А сейчас это норма.

Игрокам предлагается возглавить собственные армии наёмников и заняться захватом разрозненных областей Италии во времена эпохи Возрождения. Игра проходит несколько раундов, которые в свою очередь будут состоять из одной или нескольких битв.
Всем игрокам раздаются кубики-маркеры, которыми они будут отмечать завоёванные провинции на карте Италии.  Также в начале каждого раунда игрок получает 10 карт в руку. Но надо помнить - раунд не завершается одной битвой, поэтому тратить карты придётся с умом. Вот когда все игроки или все, кроме одного, избавятся от карт в руке - тогда другое дело, набираем по 10 карт и заново рвёмся воевать. =)
Случайным образом выберем первого игрока, который будет решать,  с какой провинции начнётся борьба. Он ставит фишку кондотьера на эту провинцию и делает первый ход. За свой ход игрок должен сыграть 1 карту с руки или спасовать в этой битве (но не в раунде).
Основной боевой силой являются наёмники. Их легко узнать по одинаковому оформлению и белым циферкам на щите. Цифры отображают силу карты наёмника.
Игровой процесс чисто с картами наёмников выглядел бы примерно так, как на фото выше. Игроки с каждым ходом пытаются накопить как можно большую боевую мощь своей армии в конкретной битве. Здесь либо играешь до конца в попытках собрать более мощную армию, чем у оппонентов, либо пасуешь и ждёшь следующей битвы (если конечно все остальные игроки не используют свои карты полностью, в этом случае ты пролетел как фанера над Парижем). Выглядит очень просто и случайность правит бал, не правда ли? Ведь тебе могут прийти карты наёмников с очень небольшими значениями и заведомо можешь сидеть расстроенный в ожидании своего фиаско... Но! Эта игра не прошла бы такой долгий путь во времени и пространстве до наших столов, если не было бы возможностей изменить баланс сил.
В колоде игровых карт встречаются специальные карты, не имеющие цифровых значений. Давайте рассмотрим роль каждой из них в игровом процессе.
Карта "Пугало". Вы можете сыграть её и забрать в руку любую свою карту наёмника из битвы. Это поможет например сохранить хорошую карту для следующей битвы, если здесь уже ловить нечего. Также эта карта может работать на пропуск хода (то есть просто сбрасываем её без эффекта), когда вам хочется остаться в битве, но при этом особо не раскидываться ценными картами, которые в зависимости от действий других игроков можно будет оставить для других битв.
Карта "Епископ". Если сыграть эту карту, то все игроки должны скинуть в сброс все карты наёмников самого высшего достоинства на этот момент. Плюс к этому, вы можете поставить фишку Папы на любую неконтролируемую провинцию - пока там Папа, выбирать её для битвы нельзя. Переоценить важность этой карты сложно.
Карта "Капитуляция". Сыграв эту карту, битва завершается. Победителем в битве становится игрок с самой мощной армией. В данном примере игроку было выгодно закончить битву, так как его армия на момент хода самая сильная.
Карта "Барабанщик". Эта карта с длительным эффектом и в отличие от предыдущих специальных карт работает до конца битвы. Номинал карт наёмников при барабанщике удваивается. На примере у игрока мощь армии составляет аж 28 условных единиц. =)
Карта "Зима", также с длительным эффектом. Во-первых, карта зимы сбрасывает карту (или карты) весны, если она была в битве до этого. Во-вторых, номиналы всех карт наёмников в битве теперь равны 1. Таким образом, на примере выше мощь всех армий игроков равна 3 условным единицам.
Карта "Весна", также с длительным эффектом. Во-первых, карта весны сбрасывает карту (или карты) зимы, если она была в битве до этого. Во-вторых, пока эта карта в игре, самые сильные наёмники получают бонус к силе +3. На примере выше это особо ничего не решило, так как у всех есть карты наёмников с силой 10 (13 с картой весны).
Помимо прочего в игре представлены два вида карт с силой, на которые специальные эффекты не действуют. Куртизанки с минимальным параметром силы позволяют игроку, который сыграл их наибольшее количество в битве, ходить первым в следующей битве (без куртизанок право первого хода передаётся по кругу). От ведь шельмы, умеют влиять на мужиков то?! И даже в этой игре в свои интрижки играют. =)
Героиню можно узнать по красной цифре 10. На неё не действуют силы природы, она не слышит барабанов, ей вообще всё по барабану. Особенно выгодна комбинация, когда на дворе зима и героиня находится в битве. На примере мощь армии с героиней выше мощи у оппонентов на 9 пунктов! Игрокам я бы посоветовал капитулировать (если конечно у кого-то нет карты весны).
Игра заканчивается, когда один из игроков смог захватить определённое количество провинций. На трёх игроков например надо захватить 6 разрозненных или 4 смежных области (как на пример выше).


Говоря о впечатлениях от проведённых партий, я могу сказать одно слово - блестяще! Игра настолько проста в объяснении, насколько сложна в выигрышной стратегии. Вроде бы сиди и выкладывай карту одна за другой, ан нет - надо постоянно думать, что выкладывать, когда выкладывать, когда остановиться, когда дожать противника и так далее. Как-то на портале "Тесера" я прочитал статью, в которой говорится, что главное в игре - дилемма, то есть сколько есть вариантов повлиять на процесс в это мгновение? У "Кондотьера" с дилеммами всё просто отлично. Тут каждый ход что-то происходит и постоянно на это надо реагировать. =) "Эадор", который недавно тоже мной опробованный, имеет очень схожий игровой процесс: там тоже надо завоёвывать отдельные области и играть 1 карту с руки за ход. Но по моему мнению, "Эадор" лишён именно диллемности - ты играешь тем, что тебе дала игра на партию, и возможностей повлиять коренным образом на процесс нельзя.
Мнения игроков, с которыми я пробовал "Кондотьера", очень разные. Некоторым, как и мне, понравился неглупый игровой процесс, другие возмущались хитростью механики по поводу спасовать и оставить карты на потом, третьи остались равнодушными. 
Мне игра очень понравилась (по-моему, это уже очевидно =)). Также бывалые игроманы говорят, что игра полностью раскрывает свой потенциал, когда игроки начинают плести интриги и сговариваться против других игроков. У нас ещё до этого не дошло, но звучит очень многообещающе. 

18 лет для хорошей игры не возраст. Я благодарен "Миру хобби" за то, что они взялись за локализацию этой игры и что теперь больше русскоговорящих настольщиков смогут оценить её по достоинству. И даже скажу больше - я был бы очень рад видеть в локализациях больше проверенных хитов независимо от их возраста. Попробуйте вспомнить хиты прошлых лет и вы поймёте, что вариантов для подобных удачных локализаций ещё полно...


1 комментарий:

  1. Недооцененная игра, а очень жаль! Больше чем уверен, что механику игры взяли за основу CDProject для своего Гвинта. Но что-то мне подсказывает, что Гвинт в последствии ждет забвение, а Кондотьер, так и останется игрой с весьма недурственной механикой и неглупым геймплеем, среди тонны мейнстримовых настольных викторин и сотен переизданий монополий и иже с ними.

    ОтветитьУдалить

Популярные сообщения