вторник, 25 декабря 2018 г.

Отечественное. Обзор настольной игры "Клумба".

За окном минус 10 градусов мороза, но наш игровой стол занимают картонные цветники и порхают деревянные бабочки. Значит, кто-то в доме играет в "Клумбу", новый отечественный хит от издательства Экономикус. И вот у меня появилась свободная минутка рассказать вам, чем эта игра сможет вас зацепить.

.
ЧТО ВНУТРИ?
Тайлы цветков, основной игровой элемент. по два цветка на тайл. Цвета - классика (красный, жёлтый, зелёный, синий). Единственное, что мне не очень понравилось - слово "тайл" в тексте правил. Таким путём мы скатимся до юнитов, миплов, дайсов и других англицизмов в таких официальных документах.

Одинарные тайлы суперцветов, где на одном шестиграннике могут уместиться сразу 2 или 3 разных цветка. Сачок - это стартовый тайл для игрока, вокруг которого и будет выстраиваться ваш цветник.

Деревянные бабочки - жемчужина комплектации. Деревянные фишки всегда считал лучше пластиковых. Цвета, опять же, классические.

Карты находок, которые возможно будет получить в процессе игры.  Можно играть как с ними, так и без них (особенно, если в игре дети младше рекомендуемого возраста).

Мешочек для бабочек. Впервые вижу в комплекте игры мешочек именно из такого материала. Тонкий искусственный велюр? Ну или что-то типа того.

В целом, комплектация богатая и яркая. По наполнению схожа с классическим "Каркассоном", даже чуть больше. Так что в плане соотношения цена/комплектация, вопросов возникнуть не должно. Теперь осталось узнать, каков на вкус игровой процесс. Об этом ниже.


КАК ИГРАТЬ?
Каждому игроку достаётся банка для бабочек и стартовый гекс-сачок. По центру игрового пространства располагаются так называемые "магазины", где можно брать тайл с цветами и одну бабочку. Также чуть поодаль будут ждать вас 3 открытые гексы-суперцветки ИЛИ 3 открытые карты находок (если вы решите с ними играть). Тут надо обратить внимание, что карты и суперцветки не могут использоваться вместе в одной партии.  Ну и бабочки в необычном мешочке тоже должны быть рядом.

В свой ход игрок берёт тайл с цветками, располагает их на своём цветнике так, чтобы хотя бы 1 цветок совпадал по цвету с цветком из цветника (ну или прилегал к сачку, если у нас всего лишь начало игры). Из того же "магазина", что и тайл, выбираем себе бабочку, которую можно положить сразу на цветок (совпадающий с ней по цвету).

Если нет ни одного цветка на укладываемом тайле такого же цвета, как и доступные бабочки, то можно спрятать бабочку в банку. Дальнейшая судьба бабочек в банке имеет несколько путей  развития, о чём чуть ниже.

Одна из главных фишек игры, которая должна побудить детей и взрослых напрячь серое вещество чуть больше, чем бы это понадобилось для простого выкладывания цветочков, - умножение очков при объединении нескольких полей с бабочками одного цвета.  Суть в том, что на поле с одинаковыми цветками изначально может приземлиться лишь одна бабочка. Но если поля с бабочками были объединены в процессе игры...

... то это позволит нам получить больше очков по системе "количество цветков, помноженное на количество бабочек одного цвета".

Если в процессе игры нам удалось собрать в банке хотя бы 2 бабочки одного цвета, их можно поменять на гексы с повышенным содержанием цветков, а при их установке даже поставить на него бабочку из банки соответствующего цвета (если таковая есть).

Также можно потратить бабочек из банки, чтобы "найти" в траве что-нибудь полезное (то есть, когда играем с картами находок). Разные находки - разные бонусы, от супер-цветка до разных игрушек, дающих много победных очков.


Когда тайлы цветов иссякнут, пора подсчитывать победные очки.

Первым делом тщательно изучаем полученный цветник и стараемся не забыть про все полянки с бабочками. В каждой полянке одного цвета считаем количество цветков и бабочек, перемножаем их между собой, и результат по полянкам суммируем. Возможно, некоторым игрокам потребуется ручка и бумага. К полученной сумме добавляем по 1 победному очку от каждой бабочки в банке, а также не забываем про бонусы, которые могут быть на картах находок. Итоговый счёт сравниваем между игроками, и тот, кому удалось набрать больше всех очков, побеждает в игре.


ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Для начала хочу сказать, что именно с этой игрой я вообще необъективен, так как попадание в целевую аудиторию игры, как говорится, "в яблочко" (2 дочки возрастом 6 и 9 лет). Поэтому у меня игра была обречена на успех.

Минимальный возрастной порог в 9 лет на коробке обусловлен тем, что примерно к этому возрасту дети в школах начинают учить умножение. А оно здесь ой как понадобится. Ещё один параметр, который может быть сложен для активных детей помладше, - пасьянсность процесса и время на раздумья. Но когда играешь вдвоём против шестилетки и без карт находок - всё отлично. Даже считать помогать почти не надо.

Игровой процесс даёт нам возможность оценить игру и со взрослым контингентом, кого антураж не отпугнёт. Тут тебе и расчёт на будущее, и пассивное взаимодействие с поглядыванием цветников оппонентов (и естественное подрезание так нужных оппоненту тайлов и бабочек). Но в картах я не сильно уверен, весь в подозрениях, что там присутствует некий дисбаланс. Поэтому если вдруг кто-то захочет устраивать турниры по игре, то я бы рекомендовал делать это только с суперцветками.

Мало. Мало мне бабочек в банке. За одну игровую партию мне удавалось что-то купить за бабочки всего пару раз. Можно, конечно, играть всеми тайлами, но это значит - утонуть в цветнике и в его расчётах.

Кстати, о цветнике. Я нарочно использую это слово, так как для подвида цветника, называемого клумбой, в игре не хватает одного очень важного параметра - правильной геометричности. На фото выше показательный среднестатистический по виду цветник игрока. Визуально красоты здесь не предвидится, так как это совсем не поощряется. А вот стоило бы.

Игорь Склюев и Екатерина Горн - молодцы, сделали мощную и конкурентную игру. Вот так должен был выглядеть детский "Каркассон", если чуть сменить антураж. Однако, идея с цветочками настолько простая и почти незанятая на рынке, что попадание в нишу можно считать стопроцентным.

Отдельно хочется сказать спасибо издателю за то, что поместил имена авторов прямо на лицевую часть коробки. В наше время не каждый из отечественных авторов может похвастаться своим именем на лицевой части коробки (а то и вовсе спасибо за то, что хоть в правилах указали). Я тоже автор, и знаю, о чём говорю.

Что у нас в итоге? Классная игра с цветочками и бабочками потенциально для девочек всех возрастов, в который, однако, завезли интересный игровой процесс, способный заинтересовать не только девочек. Семьям с дочками игру крайне рекомендую к употреблению. Аудитории без дочек тоже можно присмотреться, но тут уже каждый сам пусть решает на основе увиденного, прочитанного, услышанного.

 Грядут новогодние каникулы, а мы знаем, что это самая-самая благодатная почва, чтобы собраться за столом и достать всё, во что давно хотелось бы поиграть. Поздравляю вас с наступающим Новым Годом и желаю успеть всё, что намечено, тогда, когда нужно!


За сим откланиваюсь. До новых встреч в эфире!


1 комментарий:

  1. >Кстати, о цветнике. Я нарочно использую это слово, так как для подвида цветника, называемого клумбой, в игре не хватает одного очень важного параметра - правильной геометричности.

    Так есть же режим для самых продвинутых игроков, где необходимо располагать тайлы строго вокруг сачка.

    ОтветитьУдалить

Популярные сообщения