вторник, 17 ноября 2020 г.

Отечественное. Обзор настольной игры "Сквайр. Клуб коллекционеров".

 

 
Я дожил до момента, когда наши настолки врываются в международные чарты,  о наших авторах говорят популярные блогеры, а наши издатели больше продвигают отечественный продукт. Я давно знаком с играми Павла Атаманчука (с самим Павлом тоже хорошо знаком) и могу сказать, что характер каждой его игры, по крайней мере из опробованных, попадает по мне подобно снайперскому выстрелу. Но зачастую кажется, что издатель тоже получает "ранение", но под другим углом. Давайте, я попробую разжевать все свои эмоции по игре "Сквайр. Клуб коллекционеров" в этом обзоре.
.
ЧТО ВНУТРИ?
Чтобы открыть коробку, покупателя надо заинтересовать. Как бы вы оценили лицевое оформление коробки? По-моему, оценка "блестяще"! Иллюстрацию круче представить сложно. Может, сюжетная часть иллюстрации вам не понравится, но никто не оспорит исполнение. 

Вес у коробочки размером 25х25см довольно приятный, 2450 рублей должны весить хорошо (от этой логики нашей национальной оценки никуда не сбежишь). Только открыв, видим поле, правила и планшеты. Дальше будет мелочёвка. 

Вот так будет выглядеть комплектация игры, когда вы выдавите весь картон, соберёте фишки и расфасуете другую мелочь (пакетики в комплекте).

Игровое поле двустороннее. На одной стороне карта Британских островов. Как говорится в правилах, она легче и более рекомендуема для первого знакомства с игрой, а также для партий в более уютном семейном формате. Как раз мой выбор для игры с детьми. 

Другая сторона - карта мира. Должна быть более сложная и конкурентная. На момент написания этих строк эту карту не опробовали. 

Игра у нас рассчитана на 2-4 игроков, планшетов, соответственно, тоже 4. Оформлено настолько приятно, что я отдам третье место планшетам в категории "чем привлекает игра визуально". Второе место - лицевая часть коробки, о первом позже. 

Каждый планшет состоит из свойства игрока-животного, а также из 12-местной галереи, куда нам предстоит выставлять наши бесценные экспонаты.

Уже по фотографиям будет понятно, что мы будем играть за человекоподобных животных. Хотим - играем за особей одного пола....

Хотим - перевернём планшет и будем играть за особей другого пола. 

У каждого животного есть своё специальное свойство и тут появляются первые вопросы. Неужели тем, кто принципиально будет выбирать любимого животного подобно любимому цвету, судьба играть всегда с одинаковым свойством? 
 
Фишки игроков, хоть и плоские, но играются с подставками так, чтобы было видно сбоку. 

Вот тут возникает ещё один вопрос. А стоило ли их делать с подставками, если информация с поля всё равно считывается в плоском виде? Получается, поле мы читаем сверху, а за фишками следим сбоку... На вкус и цвет, конечно, но для себя я решил играть в одной плоскости с полем. 

Фишка выставки, деньги и билеты. Оформление органичное, а золотой билет мне вообще очень нравится.

Жетоны экспонатов в игре разделяются на:
- зелёные, скульптуры,
- красные, картины,
- жёлтые, ювелирные украшения,
- синие, керамика,
- фиолетовые, книги. 

Оформлено приятно и понятно. Но в этом фото кроется моё первое разочарование и, думаю, вы уже догадываетесь, какое. Все жетоны в рамках своей категории... полностью одинаковые. В издании настольных игр такой приём довольно частый и в принципе приемлемый. Но мы говорим про клуб коллекционеров, выставки, уникальные экспонаты. Данные жетоны - это центральная часть всей игры, основа. Она должна привлекать и будоражить, игроки должны желать заполучить что-то из этого вопреки игровой механике. Но увы, эту часть атмосферы мы уже не получим. 

Карты посланий. Письма с инсайдерской информацией, где можно повыгоднее провести сделку или как добиться благосклонности высших слоёв общества, собирая свою уникальную коллекцию. 

Верхняя часть, заманчивое предложение, вам предложит сиюминутную выгоду во время ваших игровых поисков. Всё просто - получи денег за выполнение условия. 

Нижняя часть - для взрослых и просто опытных игроков. Позволяет получить дополнительные очки в конце игры, если вы по определённым правилам будете подбирать себе экспонаты. Семейная публика любит просто собирать, но если вы хотите не играть, а выигрывать, вам придётся изучить правила пользования поручениями (которые, как мне показалось, своей сложностью выбиваются из общей канвы всей игры). 


В плане оформления мы подошли к кульминации. Главное сокровище этой игры - динамичный рынок экспонатов. Слово "динамичный" здесь нелишнее - тем, кому посчастливиться попробовать игру, станет понятно, что такие механизмы в семейных играх - вишенка, без которой торт не торт.

В комплекте с игрой были наклейки, который помогут нам определять тип экспоната и местность для закупки (такие же цвета, другие символы).

Правда, места, куда они клеятся, совершенно непригодны для их идентификации в игре, всё равно все ориентируются по цвету. Я было думал нацепить наклейки на другую плоскость бочонков, но побоялся потерять наклейки, если это не удастся. 

За исключением мелких придирок, общее впечатление после осмотра, ощупывания и вынюхивания компонентов игры - явно большая вкусная семейка, которая должна быть очень интересной! Поэтому недолго думая и никого не уговаривая, сели играть. 



КАК ИГРАТЬ?
Мы - сквайры, то есть мелкосортные, но оттого и более гордые дворяне, которые снуют свои носы и клювы (мы же животные, помните?) в поисках ценнейших экспонатов на территории Британских островов. У каждого из нас есть галерея, немного денег и один бесконечный проездной билет, который позволяет нам перемещаться на 1 шаг по карте. 

Наша задача - заполнить свою галерею как можно более ценными экземплярами и заработать наибольший престиж среди всей нашей мелкосортной знати (читай - набрать как можно больше победных очков). 

Что мы делаем в свой ход?
1 - двигаемся по полю. Либо на 1 шаг, либо больше, если у нас есть дополнительные проездные билеты. 

2 - остановившись, обязательно что-то делаем с экспонатом, на который наступили наткнулись - или покупаем, или продаём.

Для начала на динамичном рынке определяем цену (текущая цена цвета экспоната и текущая цена цвета местности). Как пример, на фото цена жёлтой ювелирки 5 монет (3 за тип + 2 за синий регион). 

Если покупаем - платим в банк, забираем экспонат себе, а на рынке бочонки использованных цветов закидываем на самый верх механизма. Теперь такая комбинация будет очень дорогая. 

Если продаём (странное дело - нашли, не купили, но продали) - банк платит нам, экспонат уходит в сброс. В этом случае бочонки опускаются на самые первые места, такая комбинация теперь самая недорогая. 

3 - размещаем купленный экземпляр у себя в галерее. Вот тут кроется вкусная часть игры. Если закрыть экспонатами определённую линию (горизонталь или вертикаль) - можно получить приятный игровой бонус. Из таковых бывают скидочная монетка, дополнительный несгораемый билет, даже дополнительный экспонат из сброса. В некоторых местах для размещения есть одноразовые бонусы в виде денег и билетов.

4 - не забудем после себя привести в порядок игровое поле (выложим новый экспонат в городе, где взяли). 

5 - если вы владеете фишкой выставки, то вы просто обязаны провести выставку и показать её всем желающим. Выбираем тип выставляемых экспонатов  и получаем соответствующий бонус: деньги, билеты на проезд, добор карт поручений в руку и выкладывание королевских поручений.

Игра заканчивается, когда заканчивается запас жетонов экспонатов.  И начинается самая нелюбимая детьми (только ли детьми?) часть - подсчёт очков.

Считаем сумму очков на экспонатах вашей галереи, проверяем и считаем королевские поручения, а также считаем все деньги и проездные (они дадут по 1 очку за каждые 5 монет или билетов).

Как видите, самый большой куш у нас выходит за сами экспонаты, поручения сработали чуть меньше (я уверен, играй за столом группа из суровых расчётливых взрослых детей - ситуация была бы иная).



ВЫВОДЫ, МЫСЛИ, РАЗМЫШЛЕНИЯ.
Несколько партий по Англии пролетели незаметно. Весь младший игровой состав был максимально вовлечён в процесс и даже не бросил Папу во время мучительного подсчёта очков и выявления победителя. 

(Здесь будет несколько строчек про карту мира, когда сыграю)

Но, думаю, что дорогой читатель вряд ли будет мотать (или даже читать) мой обзор в поиске банального "мне понравилось", поэтому давайте начнём с того, что мне не понравилось. 

В игре на уровне ощущений были выявлены некоторые "заусенцы", которые помешают мне в итоге сказать "Игра замечательная, просто изумруд". И в большей степени, они так или иначе связаны с атмосферой игры, которую я должен был ощутить:

- Игра про антропоморфных животных. Этот финт был придуман явно, чтобы зацепить покупателя на покупку. Несмотря на то, что в оформлении компонентов присутствует принадлежность к вымышленному животному миру (фишки и жетоны), никакой атмосферы этого мира не ощущается. Дети ощутили некоторый обман в этом смысле (кстати, именно они меня попросили написать про этот недочёт). Как мне показалось, проблема здесь в серединном решении, где вроде бы звери путешествуют по карте реального нашего мира. Недокрут.

- Свойства персонажей намертво пришиты к ним. Это уже борьба между любимым персонажем и разнообразием стартовых условий. Может, стоило сделать свойства в виде накладных жетонов?

- Одинаковые жетоны экспонатов. Вот это прям удар. Если все остальные минусы можно списать на личное брюзжание, то здесь это не удастся. Вроде бы простое решение, сделать удобно визуально для подсчёта очков, но львиная доля атмосферы просто оказывается на помойке. Ведь старались, точили игру со всех сторон и сделали ставку на нецелевую аудиторию. Ну зачем?! Я даже специально напишу ещё раз, чтобы обратили на это внимание - ну зачем?!

- Галерея. Вот всем она прекрасна, но и её не обойду. Если действовать логично, то покупка экспонатов должна быть сюда, а продажа - отсюда. Но продажа у нас интересная - мы находим что-то и продаём то, что нашли. Ну, в правилах это как то объяснили,что мы выступаем в роли перекупщика, но осадочек остался (и ошибки в первых партиях). Ну и раз у нас экспонаты галереи фиксируются до конца игры, то почему бы не сделать на игровом поле счетчик очков? Тогда каждая покупка бы фиксировалась и считать в конце больше 60 очков было бы намного проще. Я бы ещё понял, если бы цены менялись в течение игры. Но нет, никаких инфляций. 

- Королевские поручения и выставки. Я объединю под одну претензию - нарушение темпа игры. У "Сквайра" очень простая и логичная центральная часть процесса - ходи, покупай, размещай. И очень непростые в понимании способы выкладывания королевских поручений, а также работы выставки. Эти механики будто из другой игры немецкой школы выдрали и вставили в детскую ходилку. С позиции баланса всё работает замечательно и опытным настольщикам (которым менее важна атмосфера) это даже может понравиться. Но для меня это выглядит, будто Индиане Джонсу в момент погони от фашистов приходится срочно заняться бухгалтерским учётом.

- Совсем уж мелкие придирки: зачем сделали несгораемую монету, ведь по сути это скидка? Про стоящие фишки я указал в обзоре... Дети задавали вопрос о рынке - почему нельзя было сделать цифры 1,2,3,4,5 вместо нынешних 1,2,2,3,4? Баланс? Ну и был ли вариант какого-либо взаимодействия между игроками? Сейчас оно меньше желаемого, на уровне сравнений галерей, не больше. 


Про положительные качества игры писать всегда сложнее, потому что чем больше тебя всё устраивает, тем молчаливее будет отзыв (Идеальный отзыв на игру - отсутствие отзыва по причине того, что ты в неё сейчас играешь и нет времени отвлечься). Но я попробую:

- Основа игры настолько проста и логична, что дети от 7 лет вливаются в процесс буквально сразу.

- Блестящая работа по визуальному изменению цен на рынке. Если убрать механизм, попробуйте придумать или хотя бы объяснить, что будет происходить при одной покупке экспоната. А здесь один раз показал - и можно играть, не возвращаясь к этому моменту. 

- Передвижение. Поначалу кажется, что без дополнительных билетов можно жить, знай себе - хватай всё, что в шаговой доступности (буквально). Но со второй партии уже начинаешь понимать ценность проездных билетов. Это раскрывается не сразу, но реально крутой элемент. 

- Галерея. Уххх, как же мы все любим коллекционировать и получать всяческие плюшки! И в галерее происходит самая вкуснятина, когда ты решаешь, что хочешь в подарок за закрывание той или иной линии. Порой цепляло больше, чем сам, не побоюсь этого слова, механизм рынка!

"Мне понравилось, я бы ещё сыграла" - это сказала старшая дочь, когда мы посчитали все очки и она (внимание!) проиграла. Надо вам пояснить, что старшая - небольшой фанат долгих медитативных игр, ей по душе всё, что надо делать быстро и эмоционально. Поэтому считайте это чуть ли не высшей похвалой. 

Младшая так и вовсе готова раскладывать игру каждый вечер, лишь бы Папа не отмазывался своей "усталостью от работы". 

Один Папа (то есть, я) остался не до конца доволен ввиду ряда вышеописанных причин. Мне понравилась игра, хороший экспонат. Но не отличный, как хотелось и ожидалось. Финальные штрихи в создании делались явно не в угоду мне с моими тараканами,  а с ориентацией на запад (кстати, западные игроки игру хвалят, видать, в их вкусе). Паша и ребята из Космодрома - я как гражданин, горжусь тем, что вы делаете и как наступаете на пятки западным издательствам и авторам. Хоть и не до конца согласен с вашим путём в некоторых моментах, но надеюсь, за это вы меня простите. 

Путешествия и сбор коллекции - это комбинация, которая на все 100% бьёт в цель по семейной аудитории. Но осознание этого не даёт дополнительных шансов сделать хорошую настольную игру на эту тему. Помимо романтики и фантазии вас ждёт куча часов на выточку игрового баланса, чтобы играть было просто комфортно. "Сквайр. Клуб коллекционеров" явно можно назвать лучшей отечественной игрой в этом жанре. Что? Уже хотите попробовать? Жмите тогда на название, оно, как говорит блогосфера, "кликабельно"!



5 комментариев:

  1. У меня претензии к теме, оформлению жетонов. Простая карта скучная, на двоих вяло играется. Рандом с картами.
    А в целом очень рад, что игра вышла. Джва года ждал=)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я её не ждал, но следил за её появлением. Для целостности своего мнения жду момент для игры в мировую карту.

      И, да, на двоих такие игры играть изначально не очень рекомендуется. =)

      Удалить
    2. Не жди ничего особенного от мировой карты. Там просто легче добираться к точкам. Игра не меняется никак

      Удалить
    3. Как раз мировая карта отличается тем, что почему-то до нужной точки теперь добраться сложнее. =) Надо внимательней пересмотреть пути.

      Но в целом, согласен. Выбирай карту на вкус.

      Удалить
  2. Мне мировая карта показалась легче, потому что можно ходиить "по кругу", а в Англии, если заберешься в угол, выбраться иногда непросто.
    И еще, со второй-третьей партии мы почти перестали покупать зеленые жетоны и гонялись за фиолетовыми. Потому что Вы правильно сказали, что львиную долю очков в конце составляет ценность экспонатов.

    ОтветитьУдалить

Популярные сообщения