Есть компания Bubble, делающая комиксы. Есть издательство Cosmodrome games, моим читателям оно знакомо по игре "Гластонбери" (мой обзор тут --->). А есть Юрий Ямщиков, наш питерский игродел, в чьих играх всегда найдётся что-то необычное (мои обзоры его игр тут --->). Если всё это смешать вместе, то должна получиться игра с необычным процессом и интересным оформлением. Получился ли "салат", читаем в этой заметке.
ЧТО ВНУТРИ?
В плотной красной коробочке лежит колода игровых карт и правила. Автограф у Юры удалось получить на прошедшем осеннем Игроконе 2015. Что мне сразу бросилось в глаза (и игровые партнёры со мной солидарны) - рубашка карт. Она классная! Я не знаю, почему, но нам очень понравилась. =)
Игровой комплект: основная колода игровых карт, карты-памятки, карта удвоения и дополнительные 7 карт персонажей для расширенной игры. Оформлено всё в стиле одноимённого комикса "Экслибриум" от Bubble, и здесь я скажу вам, что основная часть игроков оценила арт как "нейтрально" (сказывается отсутствие фанатов комиксов в моём окружении, не можем по достоинству оценить). А вот эргономике дизайна я поставлю "отлично", играть было очень комфортно.
Может ли порадовать покупателя игра с таким содержимым за 500 рублей при импульсной покупке и незнании правил? Я бы сказал "да", всё очень ярко и красиво.
КАК ИГРАТЬ?
На фото выше изображена недостижимая игровая ситуация, к которой игроки будут стремиться, чтобы победить. Перевожу: цель игры - заработать как можно больше очков, получаемых за ведущую степень влияния на игровых персонажей (чем больше у вас карт персонажа, тем выше влияние на него). В конце партии вы получите победные очки за тех персонажей, влияние на которых было наибольшим по сравнению с другими игроками (читаем так: если у тебя больше карт Берсерка, чем у других игроков - получишь 2 победных очка. И так далее с другими персонажами). Призовые места в случае с каждым из 7 персонажей - первое (2 ПО) и второе (1 ПО).
Одна игровая партия будет проходить 3 раунда, в каждом из которых игроки разыграют все полученные на руку карты.
В свой ход игрок должен отложить одну карту себе взакрытую, остальную кучу отдать соседу слева.
Когда все игроки сделают это действие, карты вскрываются нужным персонажем от себя, тем самым показывая, в счёт какого персонажа сыграна карта.
Так продолжается далее, пока не будут сыграны все карты (подобная игровая механика выбора и круговорота карт называется драфтом). После каждого раунда игроками сравнивается влияние на того или иного персонажа и ведущие по этому параметру получают соответствующий бонус.
Активация бонусов начинается от Берсерка и идёт последовательно согласно списку на фото выше. Если в отношении влияния к какому-либо персонажу у игроков равенство, то последовательно сравнивается влияние на других персонажей, начиная от Берсерка и так далее. Получаемое бонусное действие используется в обязательном порядке, даже если это невыгодно игроку.
Когда все действия персонажей будут разыграны, начинается следующий раунд. Карты после предыдущего раунда никуда не убираются.
По окончанию третьего раунда и розыгрыша действий персонажей начинается финальный подсчёт влияния и раздача победных очков.
Очень важный момент - победные очки выдаются в виде карт со стопки персонажа, за которого и получаешь очки. Например, победил я во влиянии за Берсерка, забираю из стопки 2 карты. Правилами предусмотрен добровольный отказ от получения очков, если игрок хочет сохранить влияние на персонажа для разрешения дальнейших спорных моментов в свою пользу.
Кто в итоге заработал наибольшее количество очков, побеждает в игре.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Перефразирую известную фразу: "Здесь вам не тут. Здесь вас сразу отвыкнут играть карты не думая". Признаюсь, первые несколько партий игроки ныли мол "какая скука" , "зачем все эти манипуляции" и тд. Я, подвергнувшись общей температуре по палате, тоже немного охладел. Ну да, есть манипуляции...Ну да, имеют место быть движения карт между раундами...
Следует отметить справедливый факт, что несмотря на то, что на картах есть персонажи с довольно логичными порой действиями, игра не перестаёт быть абстрактной. Вы можете спокойно убрать все арты и названия карт, оставив только фоновые цвета, и без потерь играть. Поэтому искателям атмосферы комикса или ещё какого-нибудь сюжета в игре здесь делать нечего.
Но стоило мне опробовать игру с игроками, имеющими чуть больше терпения и немного другой темперамент, как игра расцвела и стал прозрачен весь замысел игры и то, что в ней увидел издатель. В "Экслибриум" нельзя играть исключительно глядя в свой огород, нельзя бессмысленно делать ходы, это не прощается. Каждый персонаж здесь чрезвычайно важен, даже если кажется обратное. Здесь много путей достижения победы и не может быть такого, что тебе пришли не те карты. Единственное, что расстраивает, но не касается игрового процесса в целом - малое финальное количество получаемых очков, примерно до 10 (это относится ко всем играм Юры). Я не знаю, как объяснить этот феномен и почему он меня так волнует, но во всех его играх я хочу получать хотя бы двухзначные цифры (как в "7 чудес" например).
Юре Ямщикову и на этот раз удалось удивить меня необычной добавкой во вполне привычную для настольщика механику драфта (я сейчас говорю о промежуточной активации действий между раундами). И людям понравилось! Правда, актуальны дополнительные требования к игрокам, такие как склонность к анализу, терпимость к ожиданию своего хода (нередко оппонентам надо подумать и ни в коем случае не стоит подгонять, удовольствия меньше получат все) и стремление не просто поиграть, а победить.
Хорошая игра, чей потенциал надо раскрывать после нескольких партий. Поздравляю всех нас с появлением на отечественном рынке очередной достойной игры! =)
как насчёт трёхзначной цифры очков, как в Seasons? вот уж где повеситься можно, подсчитывая всё это хозяйство в конце партии. особенно, если она ещё не закончилась, а ты просто хочешь прикинуть, кто выигрывает, чтобы понять, как тебе дальше ходить.
ОтветитьУдалитьмне кажется, все эти подсчёты - чужеродный элемент в настольных играх. люди получают удовольствие за столом совсем не от арифметики, и хорошо, что авторы этот момент стараются упростить. а в перспективе так и вовсе уйти от очков, как в своё время от них ушли видеоигры.
Отличный обзор по отличной красочной игре!
ОтветитьУдалитьчто-то мне подсказывает, что игра удалась на славу. обязательно опробую.
ОтветитьУдалитьЭльман, надеюсь, что понравится!
УдалитьВот я тоже считаю, что лишние вычисления в настолках - зло, даже если это подсчет ПО. Более того, каждое очко, на мой взгляд, должно быть ценным и важным, что автоматически делает их количество небольшим.
ОтветитьУдалитьPS Макс, спасибо за обзор!
Юра! Спасибо за игру!
Удалить