четверг, 5 декабря 2013 г.

"Спартак. Кровь и песок." Разбираем правила и общие впечатления.

Всем привет. В этой заметке я расскажу вам подробно, как проходит раунд игры и на какие подводные камни надо обратить внимание. Также я подведу некоторые итоги знакомства с игрой.

На данный момент я уже опубликовал 3 заметки об этой игре. Ниже приведу ссылки на них, можете ознакомиться как до, так и после прочтения той заметки, которую сейчас читаете.



ПОДГОТОВКА К ИГРЕ. 
На фотографии выше я показал соотношение размера коробки и игрового стола, на котором я разложу игру в полной боеготовности к партии.

СТАРТОВЫЙ РАСКЛАД.
Вот так примерно выглядит игра перед самым началом. Стол немаленький, размеры 120*100см. Все компоненты нашли своё место, однако для комфортной игры я бы рекомендовал столик ещё побольше. =) Например, когда мы играли в Антикафе, то мы соединили три квадратных стола (навскидку, со стороной 80см) и было очень удобно.



КОМПЛЕКТ ИГРОКА.
Каждый игрок - Доминус получает в своё распоряжение именной планшет, фигурку гладиатора, 4 жетона с гербом своего дома, и карту-подсказку хода игры.
Количество рабов, гладиаторов, стражи и денег, получаемых в начале партии, написано на планшете. На примере сверху Батиат получает 3 гладиатора, 1 раба, 2 стражи и 10 монет.

Должность распорядителя игр в самом первом раунде носит номинальный характер и служит больше для того, чтобы определить, с кого начинается фаза интриг. Поэтому между игроками она разыгрывается методом случайного выбора.

Квадратный жетон дома ставится на шкалу влияния. Существует 3 режима игры по её длительности и от этого зависит количество стартовых очков влияния. Если у вас вагон времени, то для первой партии я бы рекомендовал играть сразу в стандартный режим (с 4 очками влияния, как на фото). В этом случае вы сможете оценить все прелести игры касательно союзов, предательств и интриг. Для ознакомительной и относительно быстрой игры подходит быстрый режим с 7 очками влияния. Но опять же не советую ставить вердикт игре, если вы играли всего лишь одну партию в быстром режиме.
Стоит ли напомнить, что цель игры - набрать 12 очков влияния?! =)

Авторы за нас уже продумали эргономику расположения карточек вокруг планшета и я очень рекомендую вам следовать ему - потом, когда такая раскладка войдёт в привычку, не надо будет отвлекаться на неразбериху в своих ресурсах.


ИГРОВОЙ РАУНД
1 раунд игры разбит на 4 фазы:

  • Фаза подготовки;
  • Фаза интриг;
  • Фаза рынка;
  • Фаза арены.
Остановимся на каждой фазе и тщательно её разжуём.

1 ФАЗА ПОДГОТОВКИ.
Сначала все ваши рабы и гладиаторы, задействованные в других делах (перевёрнутые карты), переворачиваются в исходное  положение и снова готовы к трудовой деятельности.

Если есть раненые, то предпринимается попытка их вылечить. Отдельно для каждого раненого бросается 1 кубик. 1- умер от полученных травм, 2-3 - ничего не происходит, 4-5-6 - вылечился. В самом первом раунде у вас нет раненых, так что спокойно пропускайте этот момент.
Также сводится баланс затрат внутри своего дома. Прибыль от каждого раба - 1 монет, от гладиатора, наоборот. идут затраты по 1 монете за каждого. На примере выше Батиат тратит 2 монеты, так как у него всего 1 раб и целых 3 гладиатора. 


2 ФАЗА ИНТРИГ
Каждый игрок пополняет свою руку тремя новыми картам интриг. Общее количество карт в руке зависит от вашего влияния и описано на планшете игрока. В нашем случае при 4 очках влияния мы можем держать 4 карты интриг. 

Начиная с владельца жетона "Распорядитель игр",  каждый по очереди должен полностью отыграть фазу интриг. Опять же не по одной карте и передать ход другому, а полностью отыграть все карты, какие захочет, а также по возможности отыграть специальные свойства своего дома, и только после этого отдать право хода следующему игроку.

С каждой полученной картой можно сделать три вещи: сыграть её (по возможности), продать её  по номиналу (снизу слева на карте) и отложить на потом. 
Карты заговоров можно сыграть только в фазу интриг и только в свой ход. Сверху слева на карте есть требование, сколько очков влияния минимум нужно, чтобы разыграть эту карту. В нашем случае мы свободно можем разыграть "Публичные выступления" и "Обчистить мертвеца", не прибегая к помощи других игроков - Доминусов. Карты с бОльшими требованиями влияния можно разыгрывать, заручившись поддержкой одного или нескольких игроков. При этом необязательно говорить, что ты будешь делать и уж точно не надо показывать свои карты другим. 

Несколько советов по разыгрыванию карт заговоров:
- Старайтесь не разыгрывать серьёзные заговоры, если у игрока-цели достаточно много карт стражи. С большой вероятностью карта не возымеет эффекта.
- По возможности не обманывайте игроков, чьей поддержкой хотите заручиться. Обман может повлиять на всю оставшуюся игру. Конечно если вам до победы осталось всего ничего, то можно рискнуть. Но опять же много-много раз подумайте. Вам ещё играть бок о бок. =)
- Не забывайте получить выгоду с союза. Когда вам предложат союз для разыгрывания заговора, можете потребовать денежку или другую договорённость (например, "тогда ты, будучи распорядителем, не вызываешь моих гладиаторов на арену в этот раз"). 

Карты ответных действий могут быть сыграны в любой фазе раунда (если не сказано обратное) и даже не в свой ход. Требования к влиянию игрока работают так же, как и с картами заговоров. Однако разыгрывая ответные действия, нельзя заручиться поддержкой. Повлиять на разыгрывание карт ответных действий стражей нельзя.
Часто спрашивают, можно ли играть карты заговоров и ответных действий на себя, если написано "выберите Доминуса". Можно и это написано в правилах игры.


Карты стражи имеют очень важное значение - отбиваться от заговоров других игроков. Чем больше у вас карт стражи, тем сложнее что-нибудь сыграть против вас. Стража - единственные карты интриг, которые можно держать на столе. С одной стороны, при выложенной страже в руку поместится больше карт заговоров и ответных действий. С другой стороны, оппоненты будут точно знать, сколько у вас карт стражи и тем самым просчитать успех нападок на вас. Например, если несколько игроков сговорятся, то могут разыграть несколько карточек заговоров на вас и вынуждать тратить стражу, а после того, как стража закончится, разыграть серьёзный заговор с серьёзными потерями. Поэтому одна или две карты стражи в руке точно не помешают.

Очень часто игроки забывают разыграть специальные возможности вашего Доминуса. Как правило, одна из возможностей вам почти ничего не будет стоить, а другая может диктовать вашу стратегию игры. 
Возьмём за пример дом Батиата. Он может использовать (перевернуть карты до следующего раунда) 2 гладиаторов, чтобы получить 2 монеты (Показательный бой). 
Какой момент должны не забывать игроки при разыгрывании таких специальных возможностей? Есть много карт ответных действий, чьи эффекты позволяют наказывать игрока с перевёрнутыми картами. Например у вас всего 3 гладиатора, 2 из которых вы использовали, последний гладиатор может попасть на арену. Против вас могут разыграть карту ответных действий "Договорные игры", где вам предложат в неподходящий момент поменять гладиатора на другого. Если у вас нет гладиаторов на замену, то придётся на арену выставлять одного из рабов. Все мы понимаем, чем это закончится. 

Также Батиат может сбросить 3 гладиаторов и получить 1 очко влияния (Корм для Прима). Поэтому Батиату очень выгодно иметь как можно больше гладиаторов в своём доме (ведь свойство можно играть сколько угодно раз, лишь бы гладиаторы были).

 Напоминаю, что сыграть специальные свойства можно только в фазу интриг. Если вы самый хитрый и после розыгрыша Корма для Прима накопили 12 очков влияния, то не забывайте, что раунд ещё доиграть надо и у других игроков еще будет шанс остудить ваш пыл.

3 ФАЗА РЫНКА

Самая затратная часть игры, когда можно реально продуть все деньги. =) Все свои сбережения собираем в руку и никому не показываем до конца фазы. Из колоды Рынка берём 4 карты (по количеству игроков) и раскрываем строго постепенно. На рынке можно прикупить гладиаторов, рабов, а также амуницию для боёв на арене.
Игроки тщательно изучают перевёрнутую карту (в большинстве случаев даже лучше прочитать уникальные свойства вслух), а затем делают тайные ставки. Аукцион за карту достаточно прост: зажимаем в кулачке нн-ую сумму, и на раз-два-три все вскрываемся, у кого больше - тот платит ставку в банк и забирает лот. Остальные забирают деньги обратно. При равных ставках действие повторяется, причём монеты от первой ставки остаются на столе. На данном примере продаётся сильный гладиатор Ганник, который выигрывает все ничьи в бою. 
По возможности старайтесь не переплачивать, ведь впереди ещё нераскрытые карты и борьба за право быть распорядителем игр. В данном примере Ганник был куплен за 10 монет, что вдвое превышает его номинальную стоимость. 
Каждый нестартовый раб или гладиатор имеет уникальные особенности, поэтому очень важно внимательно изучать, за что ты борешься на аукционе.  Например, Медик помогает с большей вероятностью вылечить раненого гладиатора.
Оружие и Броню, появившиеся на рынке, нельзя игнорировать. Эти карты могут НЕОДНОКРАТНО использоваться в бою и предоставляют больший шанс успешно атаковать или защититься соответственно. С такими картами и стартовый гладиатор может стать чемпионом (что для вас, Доминуса, это +1 очко влияния).
Специальное оружие можно использовать 1 раз в бою. Но владеющий им может серьёзно понервировать высокомерного противника. Например, если у вас не очень быстрый гладиатор и очень часто не может достать до соперника, то со специальным оружием у вас будет 1 гарантированный шанс провести атаку. 

Самым последним, но точно не самым последним по важности проходит аукцион за право распорядителя игр. Игрок, ставший распорядителем игр, получит 1 очко влияния просто так, за игры, плюс к тому ещё и будет решать, кому биться на арене. Когда все игроки знают, насколько важно быть распорядителем игр, на аукционе это знание превращается в самые большие денежные ставки.


4 ФАЗА АРЕНЫ
Ну вот мы и добрались до самого главной и самой влиятельной части в игре. Именно в этот момент происходит самое зрелищное действо в игре - бой двух гладиаторов. Но обо всём по порядку.
Глядя на фото выше, становится понятно, что право распорядителя игр завоевал Туллий. Естественно, что влияние этого Доминуса должно вырасти только за сам факт проведения игр и поэтому мы передвигаем маркер влияния на 1 деление вперёд. 

Прелесть быть распорядителем игр на этом не заканчивается, ведь мы имеем право пригласить (или не пригласить) любого Доминуса принять участие в боях гладиаторов. И это первый рычаг, с помощью которого по идее можно  разжиться денежкой и не дать шанса получить влияние самым нелюбимым противникам. Ведь если у тебя есть сильный гладиатор - это ещё не значит, что ему дадут право быть на арене. И наоборот, если у тебя вообще нет гладиаторов, то очень велик шанс просто так потерять раба (или очко влияния, если откажешься от приглашения). 
Первое приглашение получил дом Батиата и на арене уже стоит его Галльский Воин. 
 Второго гладиатора выставляет сам Туллий (а что, имеет же право пригласить сам себя). Сирийский Воин более быстр, но менее искусен в защите. 

Игрокам надо понимать, что "Спартак. Кровь и песок." - не симулятор гладиаторских боёв, хоть эта часть и присутствует в игре. В ней вы не играете за Спартака или ещё кого, вы Доминус и ваша цель - политическое влияние. Поэтому старайтесь смотреть на бои на арене более прагматично,  как просто ещё один способ получить очко влияния. А зрелищность оставьте зевакам, нарисованным на игровом поле.

Гладиаторы на арене  и перед боем осталось сделать только одно - сделать ставку на исход боя! По бокам игрового поля есть специальные места под ставки и в каждой можно сделать ставку от 1 до 3 монет. 

Гладиатора Батиата поддержал...только сам Батиат и поддержал. Правилами жёстко запрещается Доминусу поддерживать чужого гладиатора, если в бою участвует собственный. Для персонализации ставки сверху кладётся жетон герба Доминуса. В данном случае ставка Батиата - 1 монета. В случае выигрыша Батиат получит 2 монеты (одна вернётся, вторая сверху).

Сегодня явным фаворитом по ставкам является гладиатор Туллия. Все, кроме Батиата, не просто верят, а как будто знают исход сражения. И тому есть причина, о которой я вам расскажу после боя. Выплата 1:1 значит, что за каждую поставленную монету игроки получат одну монету сверху. Туллий, например, со ставкой 3 может получить 6 монет.

Солоний даже рискнул поставить на ранение гладиатора. Если его ставка в 2 монеты сыграет, то в итоге он получит аж 6 монет (2 обратно плюс 2 монеты за каждую поставленную монету).

Ставки сделаны и больше не принимаются. Гладиаторы - к бою!

У каждого гладиатора есть три основных боевых качества - атака(красная), защита(черная) и скорость(синяя). Цифра на каждом из этих параметров обозначает количество кубиков, которым владеет игрок в начале боя. 
Каждый раунд боя проходит в несколько стадий: определение инициативы, ход одного гладиатора и ход второго гладиатора.
 Для определения инициативы бросаются все доступные кубики скорости. Выигравший инициативу решает, будет ли он ходить первым или вторым в этом раунде. На примере выше сириец выиграл инициативу и решает ходить вторым.

Ход игрок состоит из двух действий - перемещение и атака(по возможности). Также возможно атаковать и переместиться.  Перемещаться гладиатор может на столько клеток, сколько у него есть кубиков скорости.
На примере выше Галльский воин ходит первым и делает 2 шага вперёд. Но атаковать он не может, так как его противник должен быть на соседней клетке.
Сирийский воин ходит вторым, подходит к галлу вплотную и производит атаку.
Во время атаки атакующий игрок бросает все доступные красные кубики атаки, а обороняющийся - доступные черные кубики защиты соответственно. С каждой стороны кубики ставятся в ряд от большего значения к меньшему и сравниваются соответственно самые большие значения друг с другом и так по убывающей. Все ничьи считаются в пользу обороняющегося гладиатора.

На примере выше одна красная четвёрка была отбита чёрной,  а вот за вторую четвёрку против единицы засчитывается ранение. За каждое ранение в бою игрок теряет любой из доступных кубиков. Ограничение - игрок не может сбросить последний кубик какого-либо боевого качества. Например, если у игрока остался только один красный кубик, когда в одном из других цветов есть 2 и больше кубиков, сбросить его он не может.

После того, как игроки сделали по одному ходу, начинается следующий раунд и опять с броска инициативы. На этот раз Сириец ходит первым. Самое логичное - атаковать и отбежать, чтобы не получить ответный удар...Что он и делает.
Атака сверх-успешная - 2 попадания. После этого Галльский Воин теряет целых 2 кубика, что равносильно поражению.
Сириец отошёл на безопасное расстояние. Дальнейшие действия и результат вполне очевидны.
В итоге, когда у игрока закончились кубики одного цвета, объявляется поражение его гладиатора. За один ход закончилось сразу 2 цвета - ранение (помните в начале обзора фото карты гладиатора с жетоном ранения? вот откуда оно берётся), противник выбил все ваши кубы - обезглавливание(ну тут мертвее быть не может). 

Жизнь проигравшего полностью зависит от распорядителя игр (ну если проигравшего ещё не обезглавили). И тут появляется второй рычаг распорядителя, когда можно чего-нибудь выторговать у Доминуса проигравшего бойца. Тут уж как договоритесь. =)
Палец вверх - значит гладиатор остаётся жив и возвращается к Доминусу. 
Победитель боя работает на своё имя и получает жетон славы. Теперь при выходе на арену владелец гладиатора будет получать залог - 2 монеты за каждый жетон славы гладиатора. Кстати 3 жетона славы - это уже Чемпион, за него владелец получит 1 очко влияния.

Доминус же за победу своего гладиатора получает +1 очко влияния. Так что Туллий в этом раунде заработал целых 2 очка (за распорядителя игр и за победу своего гладиатора). Неплохо. 

После боя не забудьте получить денежки за удачные ставки. После того, как вы увидели пример боя, самое время рассказать вам, почему ставки на Сирийца были намного больше, чем на Галла (если вы ещё сами не догадались). Преимущество в синих кубиках даёт очень ощутимое превосходство над противником (выигрыш инициативы и отбегание на безопасное расстояние). И здесь противнику может помочь только удача в бросках. 

Пара советов:
- Когда вас ранят в бою, старайтесь не выбрасывать синие кубики как можно дольше. 
- Не затягивайте битву, если видите явное преимущество гладиатора противника. Это испортит настроение всем игрокам, затянет игру, при этом просто оттянете очевидный конец. Вы же Доминус и гладиаторы - это просто ресурсы для достижения своих целей. 

_____________________________________________________________________________

ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Честно говоря, в этой главе я мог бы написать одно ёмкое "Мне игра очень понравилась". Но это было бы похоже на простой комментарий и недостойно такой огромной заметки в блоге. =)

Посему несколько моментов, за что "Спартакуса" можно полюбить:
  1. Отменное качество компонентов. Кто бы сомневался, ведь всё печаталось НЕ в России. Все картонные компоненты с тиснением "под лён", карточки плотные, кубики приятные, фигурки живучие. Так что прежде, чем игра придёт в негодность, поиграть в неё придётся изрядно. Ставлю износостойкость 100 часов игрового времени =).
  2. Приятный дизайн игры (не путать с артом). Всё исполнено в приглушенных тонах и совершенно не раздражает. Строго и со вкусом.
  3. Арт на любителя. В большей степени это выжимка кадров из сериала, но их тоже надо уметь выбрать и вписать. Человеку, которому сериал понравился, всё понравится и в игре.   
  4. Лично мне очень запомнилась рекомендуемая раскладка своего имущества, показанна указателями на планшете игрока. Приучает к порядку.
  5. Простые и интуитивно понятные правила. Все раунды разбиты на фазы, которые по отдельности представляют собой сплав совершенно простых механик. И поэтому достаточно легко учиться прямо в процессе.
  6. Атмосфера. Авторы игры очень постарались, что в игре ощущалась атмосфера сериала. И как по мне, это им удалось. После партии начинаешь понимать, что главное в названии игры не Спартак, а Кровь и песок. А Спартак - это просто бренд, с помощью которого привлекают покупателя. 
  7. Послевкусие. Вот не знаю как это дело обстоит у других, игравших в "Спартака", а у меня более атмосферным, чем сама партия, является воспоминание об этой партии. Когда вспоминаешь переломные моменты, ошибки, победы и проигрыши, то в голове создаётся целая история, можно сказать, своя серия из своего сериала по мотивам.  И я думаю, не менее интересным лично для меня было бы читать такие летописи по партиям в "Спартака". 
  8. Нет такого понятия как игрок-фаворит. Кто имеет больше влияния, сразу же становится целью номер один для других игроков. И, я скажу вам, если госпожа удача не вмешается, то общими усилиями можно ослабить выскочку.  Может в этом кроется и минус, что из-за этого партия затягивается, но не для тех игроков, кто играет на победу.

Есть конечно и негативные стороны, но это больше косметика и вкусовщина:
- Продвинутым игрокам, кто ищет в игре экономический или математический расчет и в меньшей степени словесные дипломатические отношения, игра может не понравиться. Тут идёт некоторый конфликт категорий игр. 
- Иногда хочется, чтобы на арене билось больше, чем 2 игрока. =)
- Есть некоторые огрехи в локализованной версии игры, связанные с неточным переводом или опечаткой. Но на игровой процесс это не влияет.
- Тема игры кровавая, "кровь" на песке и на элементах дизайна. Игра взрослая и вряд ли рекомендована для семейного досуга с первоклашками. =)
- Цена может показаться довольно внушительной, от 2000 р. Однако никто и не ожидал более низкой цены, тем более с таким качеством исполнения и таким количеством всего. И не думаю, что вам захочется играть в более дешёвую версию с хреновыми компонентами.

Если вы не боитесь просидеть за хорошей игрой 3 часа, если вам близка тема Рима и боёв на арене Колизея, если вам хочется чего-то атмосферного - то эта игра для вас. 

Спасибо за внимание, приходите ещё! =)


PS Выражаю благодарность компании "Звезда", а также Денису Басырову лично за предоставленную копию игры. 

4 комментария:

  1. ::Иногда хочется, чтобы на арене билось больше, чем 2 игрока

    Это решено в расширении. Кстати, теоретически, достаточно прочитать новые правила боя и использовать их без покупки расширения (правда оно тоже великолепно и я рекомендую купить)

    ОтветитьУдалить
  2. Вот когда локализуют, тогда и купим и расширение)

    ОтветитьУдалить
  3. напечатано все давно с допами

    ОтветитьУдалить

Популярные сообщения