пятница, 31 июля 2015 г.

Обзор настольной игры "Древний Мир".

 В настоящее время, в эпоху танцев курсов доллара и евро, цены взлетают вверх и не собираются опускаться. И тем ценнее становятся настольные игры, которые не уступая процессом более дорогим представителям той же категории, стоят почти вдвое дешевле. Сегодня я вам поведаю об одной из них...


КОМПОНЕНТЫ.
 Открыв большую квадратную коробку, мы обнаружим полностью заполненное пространство и игровое поле. Пространство, правда, - одна треть от коробки, но в данном случае я голосую именно за большую коробку, она явно будет удобнее в пользовании. 

 Всё игровое богатство - это тиснёное под "лён" поле, планшеты игроков, монеты, свитки, деревянные кубики с уникальными рисунками, жетоны рабочих, две колоды карт построек, колода карт поселений, колода карт титанов, колода карт армий и ещё всякое по мелочи. =) 

 Вот руки оторвать рублём наказать того, кто решил делать рубашки для разных колод одним цветом. Рубашки друг от друга отличить можно только по прозрачным символам, которые ещё углядеть надо. Ну да ладно. На фото представлены колоды построек А и В, вторая колода вступает в игру на середине партии. Также справа вверху можно лицезреть колоду поселений, основная задача которых - расширять пространство для построек и ценных тушек убитых титанов. Карты войск своей рубашкой чуть больше отличаются от других карт по причине того, что рубашка тоже будет активно использоваться в игре.

 На планшете игрока есть вся нужная информация: где складывать карты войск, где складывать карты провинций/титанов/построек, счётчик победных очков, возможные действия и стартовые условия (4 места под карты империи, 5 монет, 1 еда, 2 места для войск).

 Карты титанов - один из вариантов набора победных очков. Чем сильнее монстр, тем больше очков в конце, но и разрушений возможных больше. 

 Кубики в игре используются, чтобы узнать. какие разрушения вашей империи нанёс титан, когда вы на него войной ходили. в 4 случаях из 6 он вам что-то разрушит, в 1 случае лишит денег и только в 1 случае ничего не произойдёт. 

 Жетоны рабочих - главная движущая сила игры. Их мы будем отправлять за новыми армиями, строить новые постройки, поселения и тд. В отличие от игр на выставление рабочих типа "Stone Age" или нашей любимой "Asara" эти рабочие во-первых пронумерованы, а во-вторых двуполые: с одной стороны мужик, с другой - женщина. =) Нумерация в игровом процессе играет не последнюю роль, хоть и совсем нелогичную, автор придумал хитрую механику с их использованием. А вот пол рабочего ни на что не влияет, выбирай кого заблагорассудится (например, хочешь, чтобы на тебя работали одни женщины - значит, это игра может стать для тебя любимой =))


КАК ИГРАТЬ?
Эта игра не из тех, что можно сесть, за 5 минут объяснить важные нюансы и начать играть. Поэтому предупреждаю - разбор правил будет не самым коротким, как в этой заметке, так и в реальной жизни. =) 
 Каждый игрок получает личный планшет, а с ним два стартовых войска, два стартовых поселения с едой, 3 рабочих, 5 монет. С начальным раскладом у вас есть 3 еды, чтобы прокормить своих работников, и 4 пустых места для построек.

 Какое отличие этого фото от предыдущего? Если следовать правилам игры, то все карты, которыми вы владеете, надо раскладывать друг возле друга. В таком случае очень редкий стол сможет уместить богатство трёх или четырёх игроков (например наш стандартный 120х80см не справляется). Поэтому я сразу рекомендую выкладывать карточки друг на друга, оставляя только важную информацию (то есть, каскадом). Минус - вы не сможете вдоволь насладиться дизайном всех карт. =)

На игровом поле сверху есть счётчик раундов. Одна игровая партия  - это шесть раундов. Во втором и третьем раунде будут открыты новые возможности для игроков, в четвёртом - заменена колода построек с A на В. 

 Помните, что я сказал, что на планшете игрока есть всё необходимое? Слева вверху есть  таблица перевода количества флагов одного цвета в победные очки. Это намёк на главную цель игры - стараться набрать как можно больше флагов одного цвета, так как каждый цвет флагов в конце будет считаться отдельно. Например, если нахватать по 1 флагу 5 разных цветов, то получишь 5 очков, в то время как 5 флагов одного цвета принесут аж 8 очков. 

Также, справа внизу есть подсказка по действиям во время игры. В свой ход вы можете сделать одно из нескольких действий: разместить жителя, биться с титаном и спасовать. В одном раунде вы совершите столько ходов, сколько захотите/сможете, пока не спасуете. 

1.- РАЗМЕЩЕНИЕ ЖИТЕЛЯ
Всё просто: берём одного из доступных жителей и заставляем его сделать то, что нам нужно. Для этого отправляем его на специальное место игрового поля. 
 Здесь мы можем за 3 монеты или свиток построить одно поселение. Главная функция поселения - расширить площадку для построек и "титановых" трофеев. Приятным бонусом являются уникальные свойства посёлков типа "дополнительная еда", "при использовании ... получите пару монет", "скидки на отложенные карты" и тд.
На фото не зря лежат рабочие с номерами 1,2,3. Суть в том, что каждого нового рабочего надо выставлять большего числа, чем уже лежит. Таким образом у первого игрока есть возможность ограничить доступ к посёлкам, если использовать рабочего с номером 3 (сработает в самом начале игры, так как потом уже появятся рабочие с номерами 4 и 5).


Действие с молоточком - прикупить постройку. Так называемые карты империи - один из основных поставщиков флагов, которые в конце генерируются в победные очки. Также карты империи дают владельцу ощутимые бонусы в виде дополнительных монет, свитков, еды, расширения армии и тд. В начале игры и до 4 раунда доступна колода А с более дешёвыми и простыми картами, после 4 раунда - колода В с более дорогими и крутыми картами.
Размещение рабочих здесь идёт по принципу "первый объявляет число, другие тоже стараются положить такое же", иначе нужна будет доплата.

Карты империи располагаются справа от планшета и на них распространяется ограничение мест для постройки. На конкретном примере у нас уже занято 3 места из 4, которые даны каждому на старте. Святилище теперь будет приносить 1 свиток каждый раунд.

Здесь мы нанимаем новую армию для борьбы с титанами. Принцип размещения рабочего такой же, как и с закупкой карт империи.
Платим денежку/свиток или ничего (да, бывают бесплатные армии) и кладём к себе в войска. 
...правда, ввиду ограничения на количество армий нам придётся отправлять на пенсию одну из тех, что есть. Воины-пенсионеры не сбрасываются, а дают дополнительный бонус (на рубашке карты), как бы делая новичков более подкованными. 

Когда вы будете биться с титаном, то есть очень большая вероятность, что ему удастся порушить несколько ваших зданий. Это место на поле позволяет заняться ремонтом порушенных построек плюс можно забрать жетон первого игрока. 
Размещение рабочих здесь в свободное форме, никаких ограничений. 




Эти варианты я объединил в группу, так как они между собой похожи. Размещение рабочих у каждого по типу "больше-больше-больше". Как видно из символики, игрок получит 1 меч для боя до конца раунда, прикупит 1 свиток за 3 монеты или просто получит 2 монеты, если разместит жителя на одном из этих мест. 

Эти варианты размещения жителей становятся доступны в процессе партии. Форма размещения "больше-больше-больше".
В первом случае мы можем взять 5 карт из колоды карт империи и отложить себе одну для будущего строительства (для этого все равно придётся встать на "молоток").
Во втором случае за денежку у нас может появиться новый житель-рабочий с новым номером. Максимальное число рабочих, доступных игроку во время партии - 5. Главное - обеспечить ему пропитание, иначе работать не будет, а в конце и штраф ещё заработать можем за голод.

С размещением рабочих закончили.


2.- БИТВА С ТИТАНОМ.
Титан - это второй источник ваших победных очков. По своей мощи титаны разделяются на слабых (один флаг), средних(два флага) и сильных(три флага). 
Чтобы одолеть титана, нужно заплатить своим войскам и скомандовать "В атаку!". =) 
Зарплата войскам вычисляется как "всё, что уже лежит на карте +1 монета". То есть за первый найм одна монета, за второй - две, за третий - три. Как правило, более двух раз никто не нанимает войска, ибо дорого. Поэтому выгодно их отправлять на пенсию, пусть оттуда помогают. =)
Суммарная сила войск должна быть равна или больше, чем изображено внизу на карте титана. Причём, если нарисованы стрелы и мечи, то учитываются стрелы и мечи войск, а если только мечи или только стрелы - считаем только один вид картинок оружия. Как видим из примера выше, мы можем замочить Холмогора. Что и делаем. 
Труп или "трофей" мы размещаем там, где у нас находятся карты посёлков и карты империи. На карту титана не распространяется ограничение по количеству свободных мест.

Безнаказанно побить титана не получится, и чем более мощный титан, тем больше ждать от него разрушений. За победу над слабым титаном бросаем 1 кубик, над средним - 2, над сильным - 3. Каждый выпавший символ титана - это одно разрушение, надо перевернуть одну из карт империи. Каждая выпавшая монетка - сбросить 1 монету. Пустышка есть всего на одной грани кубика, она означает, что ничего не произошло. 

3. - ПАС
Если вам больше нечего делать или вы больше не хотите совершать действия в этом раунде - пасуйте. Ожидайте, когда спасуют все и начинайте новый раунд. 

Игра заканчивается после 6 раунда. Подсчитываются очки за флаги на постройках и титанах, и кто набрал очков больше всех - победитель. 


ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
"Древний мир" - игра для продвинутой семейной аудитории. Продвинутым игрокам она будет казаться простой, семейным игрокам - сложной в понимании (по крайней мере, в начале). Получается, что игра занимает промежуточное место. В принципе, ничего здесь сложного нет, однако в первой партии будет совсем непонятно, как победить: игроки будут покупать всё, что лежит, и биться с теми, с кем вообще можно биться. В итоге количество победных очков не будет очень большим. Мне довелось опробовать игру с коллегами по работе, которые либо играли до этого во что-то простое, либо вообще ни во что не играли. И мною были услышаны разные мнения после первой партии, такие как:
- "Странная игра, но я бы сыграла ещё",
- " О боже, я понял правила этой игры! Теперь я такой же, как и вы, за...т! Нееет!",
- "С первой партии вообще ничего непонятно"
- "Непонятно, но мне нравится" и тд.

По оформлению могу сказать просто: если кто-то из впервые видевших игру скажет "вау", то значит оформление удалось. У меня этот факт был замечен не раз, значит тут всё отлично. Но у меня есть личная претензия, за что я хочу снизить на балл вердикт - одинаковый цвет рубашек всех карт в игре. Это просто кошмар, особенно если вдруг ты один раз не захочешь сортировать карты после партии.

Также перед партией подготовьте стол побольше, он вам понадобится весь! У игроков по мере игры растёт количество карт, которые должны лежать на столе. Попробуйте просто разложить 4 десятка карт стандартного размера и вы поймёте, о чём я говорю. А ведь ещё есть поле, планшеты, жетоны и тд.


Способов достижения победных очков всего два и на самом деле я бы не сказал, что это сильно разнообразит игру стратегически. По крайней мере, мне не кажется, что здесь возможно с успехом играть на победу, используя только один из вариантов, все равно надо будет работать и там, и там. Карты империи обеспечивают неповторимость доступных инструментов, так как на игру их выходит намного меньше, чем существует в двух колодах, и с одной стороны это хорошо, с другой - ты не сможешь до партии продумать свои шаги, придётся выстраивать стратегию здесь и сейчас, что относит игру больше к семейному сегменту, чем к продвинутому.

За несколько партий мы ни разу не смогли раскатать губу на титана третьего уровня. Даже второй уровень мы считали большим достижением. Кстати, у титанов второго уровня очень вкусные бонусы порой бывают.

Система номерков на жителях поначалу мной была встречена скептически: в игре всё вроде бы логично, как часто и бывает в играх на выставление рабочих, но вот эта механика, где ты должен ставить жителей по порядковому номеру или ещё как, сразу заставляет вспоминать сухие игры европейской школы с непонятными и неатмосферными механизмами. Однако хочу признать, что именно эта система не даёт игрокам полностью уйти в пасьянс, а считаться с ходами соперников. Без неё возможно рейтинг игры просто бы рухнул. Так что не всё, что кажется чушью, ей является. =)

Игра вызывает стойкое желание сыграть ещё одну партию, после первой партии это даже не просто желание повторить, а желание сыграть по полностью усвоенным правилам. Так что реиграбельность на три партии гарантирована, дальше уже решают личные вкусовые рецепторы. В моём нынешнем окружении, где нет гиков и нет времени на партии по 3-4 часа, эта игра занимает максимально допустимую планку по сложности процесса. Но допустимую, что не может не радовать меня. =)

Сейчас лето, время постоянных скидок то тут, то там. И эта игра - довольно частый гость в этих акциях. Порой бывает, что её можно купить за 1000р. И я вам скажу - за свою нормальную цену игра стоящая, а уж если подешевле найдёте, то будете ещё более счастливы. Спешите, а то лето скоро кончится... 




11 комментариев:

  1. Хороший обзор, только есть неточность - на карты титанов не распространяется лимит свободных мест, только на карты империй

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо за уточнение! А то распространяли правило на все карты "справа" от планшета.

      Удалить
  2. > "За несколько партий мы ни разу не смогли раскатать губу на титана третьего уровня. Даже второй уровень мы считали большим достижением."

    Значит, вы что-то упустили. Либо в правилах, либо в стратегии. Первое - более вероятно, советую перечитать правила, либо дать одному из сотрудников. Хотя, второе тоже может быть. Например, может, вы недооцениваете действие по найму войск? Вообще, на BGG видел жалобы, что стратегия "охота за титанами" более выгодна, чем "мирная". Так, создатель игры отвечал, что да, так и есть, и что дескать так задумано! (однако, выиграть "мирно" тоже вполне возможно)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. З.Ы. Вгляделся в прилагаемые картинки: похоже, вы неправильно трактуете отправку "на пенсию" старых карт войск. Должно быть так: каждый отряд имеет своих "пенсионеров". И эти "пенсионеры" никуда не выкидываются, а накапливаются по мере игры. То есть, под каждой свежей картой отряда может быть неограниченная "борода" из старых. Вот, пример, как это должно выглядеть: https://boardgamegeek.com/image/2335530/ancient-world

      Удалить
    2. С бородой было всё правильно. Однако, как я и написал, чтобы полноценно играть на победу, нужно игру изучить, а на это только минимум пара партий должна быть сыграна устоявшимся составом. До этого получается лишь ознакомление с возможностями.

      Возможно, в следующих партиях доберёмся до самых могучих. =)

      Удалить
    3. И всё-таки что-то у вас в "консерватории" неправильно :) Я играл в двух разных компаниях, и с первой же партии народ увлечённо валил трёхуровневых титанов - только в путь. Конечно, "не только лишь все", но всё же.

      Удалить
    4. Всё очень может быть. Чтобы разобраться, что именно, надо брать билет в Саратов и зарубиться пару партий оффлайн вместе. =)

      Удалить
  3. Давненько ничего не читал. Славный обзор, спасибо. И очень красивая игра. Ябсыграл

    ОтветитьУдалить
  4. Хороший обзор и отличные фото! Спасибо за обзор!

    ОтветитьУдалить

Популярные сообщения