На прошлой неделе мне удалось попробовать ставшую уже классикой жанра европейских игр "In the Year of the Dragon". Так как игра была не моя, в этой заметке вы не увидите постановочных фотографий, но зато запечатлённый процесс я вам предоставлю...
О чём игра?
Перед нами Китай бородатых годов и каждый игрок представляет собой управляющего (принца или кого-то ещё из Династии Бздынь) собственной провинцией. Главная задача - преодолеть все сложности в течение игрового года и при этом добиться большего процветания, чем провинции соседей. Естественно, что процветание здесь будет заключаться в победных очках. =)
Структура одного раунда.
Партия проходит в 12 раундов. Каждый раунд поделён на несколько фаз:
О чём игра?
Перед нами Китай бородатых годов и каждый игрок представляет собой управляющего (принца или кого-то ещё из Династии Бздынь) собственной провинцией. Главная задача - преодолеть все сложности в течение игрового года и при этом добиться большего процветания, чем провинции соседей. Естественно, что процветание здесь будет заключаться в победных очках. =)
Структура одного раунда.
Партия проходит в 12 раундов. Каждый раунд поделён на несколько фаз:
- Выбор действия. На поле посередине будут лежать карты действия и мы можем забронировать за собой одну из кучек действий, соответственно выполнив одно из этой кучки. Действия бывают всякие: получить денежку, получить еду, построить новый модуль дворца (или новый дворец) и тд. Причём если есть в наличии у вас мастера выбранного дела, то эффект усиливается. Например со строителем можно строить больше модулей и тд.
- Заполучить нового работника. У каждого игрока есть небольшая колода с работниками и каждый раунд надо сыграть одну из них, чтобы получить нового полезного жителя в свои хоромы.
В наших двухэтажных хоромах живут мастер-лекарь, воин и просто лекарь. - Розыгрыш эффекта события этого месяца(раунда). На поле в открытую лежат события, которые произойдут в каждом месяце. Поэтому игрокам можно заранее подготовиться. События бывают разные, но в основном напряжные =) : то засуха и надо жрачкой запасаться, то налоги платить, то эпидемия, то война, то к празднику готовься... Почти за каждое событие, к которому ты не был готов, происходят последствия в виде потери драгоценных рабочих кадров (или победных очков).
Вот он, прогноз на весь год Дракона. - Подсчет очков. Здесь очень важно количество ваших дворцов (заметьте, не этажей), привилегий и придворных дам. Считаем и начинаем следующий раунд.
Особенности игрового процесса.
"В год Дракона" - это целая связка дилемм, которые распутывать игрок должен сам. Буквально каждый свой ход в игре надо взвешивать выгоду того или иного хода. Вот вам несколько головоломок, которые предоставляет игра игроку:
- Первое, что бросается в глаза - две шкалы. Внешняя шкала довольно популярная в играх европейской школы, показывает количество победных очков игроков. Внутренняя шкала указывает на очерёдность хода игроков, где лидер ходит первым. Неопытный в этой игре вероятно захочет бросить все силы на перемещение по внешней шкале (ещё бы! Ведь это самая главная задача!). Но в процессе понимаешь, что если постоянно брать мастеров-работников, у которых свойства круче, но меньше ход по внутренней шкале, то скорее всего это дорога к проигрышу. Ведь другие игроки смогут заблокировать/разобрать нужные тебе действия.
- При строительстве дворцовых модулей есть два варианта поведения - наращивать этажи уже стоящих дворцов или открывать новые дворцы. Первое более экономное и позволяет с меньшими затратами преодолевать некоторые напасти, а второе позволяет зарабатывать больше победных очков за каждый раунд.
- Мастера и подмастерья. Можно нанимать мастера своего дела и, например, более эффективно лечить больных или копить больше фейерверков. А можно нанимать менее профессиональные кадры, но зато с больше вероятностью ходить первым.
- В игре много работников, которые помогают в хозяйстве, но не двигают по победным очкам. Часто случается, что заигрываешься с домашней уборкой и совсем забываешь про развитие. О хозяйстве не забываем, но и вперёд двигаться стараемся, хоть немножко, но вперёд.
- Нельзя забывать про других игроков. Если не следить за поведением оппонентов, в конечном итоге рушатся собственные планы. Надо заранее готовиться и предугадывать поведение игроков (что в принципе в этой игре не очень сложно).
Впечатления.
Мне игра очень понравилась. В ней достаточно путей развития, чтобы не приесться на протяжении нескольких партий. Стиль этой настольный игры принято называть как кризисный менеджмент. Здесь он заключается в том, что игрокам постоянно не хватает ресурсов для спокойной жизни (а главные ресурсы здесь - это работники). Но в отличие от другой игры этого же автора с этим же стилем игры, "Notre Dame", кризиса как такового было меньше. Не было у игроков чувства, что ничего не успеваем и всё плохо. Наоборот, успевали всё и даже потихоньку двигались вперёд. =)
Несмотря на то, что стратегий здесь может быть несколько, игра очень простая и спокойно может жить в кругу семейных настольщиков. Кстати, атмосфера здесь также намного выше, чем у "Нотр-Дама".
В "In the Year of the Dragon" прослеживается множество элементов механик европейской школы, поэтому каждому настольщику она что-то да напомнит. Мне, например, шкалой очерёдности хода она напомнила о "Thebes", этажами и дворцами "Asara", выбором работников "7 Wonders" и ещё много чего можно раскопать. Николаю игра навевает "Puerto-Rico" из-за выбора действий... В общем, европейскую школу видно невооружённым взглядом. =)
В этот раз были три новичка: я, племянница Катя и Илья. Николай, хозяин игры, уже пробовал её в кругу семьи. Несмотря на этот факт, победителем оказалась Катя (самый непродвинутый настольщик среди нас кстати), я второй, потом Илья и в самом конце Николай.
Финальный расклад Николая. Хотел всех догнать с помощью монахов, дающих нехилый бонус за этажи. |
Илья делал всё потихоньку, но под конец решил заработать на фейерверках... |
Со второй половины игры я, готовый к напастям, начал поднимать голову и нанимал работников, приносящих победные очки. |
Но Катя порвала всех методом "больше дворцов - ширше морда". Рекомендую. =) |
Шкала подсчёта очков в конце игры. Катя играла зелёным цветом, я - красным, Илья - жёлтым, Николай - синим. |
Сейчас эту игру ещё можно найти в специализированных интернет-магазинах, а также очень дёшево на всяких настольных барахолках. Если вы любите игры подобного жанра, то я искренне рекомендую вам ознакомиться с "Годом Дракона". Чувствую, что рано или поздно я заполучу себе экземплярчик для домашних посиделок...
Повод распаковать ее наконец-то
ОтветитьУдалитьИгра очень хорошая, уже классика, сам играл совсем недавно. Тогда после партии решили, что самым верным способом было после второго голодного года, который случился очень рано, уходить в дворцы - ведь их уже не нужно было бы кормить. Да и у вас, я смотрю, такая тактика оправдала себя - голодный год был в самом конце, до него можно было хорошо пройти по внешнему треку.
ОтветитьУдалитьУдивила этажность у Николая, такого я ещё не видел. А разве там не предел 3 этажа на дворец?
Возможно есть ограничение, надо англ правила смотреть. В русском переводе не видел.
УдалитьУ меня игроведовский перевод. Там "Дворец не может быть выше трех этажей", но это в тексте, где про начальную установку. Так как там речь про то, что в начале ставится 2х2, то я всегда считал, что абзац про максимум три этажа относится ко всей игре.
УдалитьДумаю, небоскрёб был бы читерством в сочетании с буддами. Да и рухнет такой высокий :)
Да уж, с этажностью накосячил... Забыл об ограничении в три этажа! Впрочем, мне это не помогло :)
Удалить