Как много раз в век тотального потребления всего и вся мы задаёмся вопросом "А как же смогли сделать тот или иной товар?" ? Я думаю, что достаточно много, раз даже по телевизору появилось много познавательных программ типа "Гелилео" или "Как это работает". Наблюдать, как из простого делается сложное путём целой цепочки последовательных технологических процессов, - удовольствие сродни созерцанию костра. =) Если вы хоть частично согласны с предыдущим предложением, то вам будет любопытна настольная игра "Крафтеры", речь о которой и пойдёт далее...
Первым делом давайте разберёмся, откуда же взялось это непонятное для русского языка слово. Craft в переводе с английского означает ремесло, мастерство, умение. Любители онлайн игр часто сталкивались с такими возможностями в игре, когда самому надо было бежать и добывать ресурс, из которого потом самому же в кузне можно было склепать меч или доспех. На жаргоне этих же онлайн геймеров этот процесс назывался "скрафтить". Поэтому название игры носит чисто жаргонные корни. =) Более прямолинейно и с применением стандартного русского языка игра могла бы называться например Ремесленники или Мастера. Согласитесь, что игра с таким серым названием точно не смогла бы привлечь внимание на полке, в то время как непонятные Крафтеры заставляют по крайней мере заинтересоваться.
КОМПОНЕНТЫ.
Раскрывая коробку,мы увидим примерно следующее:
Большое поле, складывающееся вчетверо, рекламный буклет, правила и....куча вкусных мелких комплектующих.
. Перевернув игровое поле, получаем хороший белый фон для фотографирования всех приятных мелочей (эдакий дополнительный бонус). Что мы видим? Карты и жетоны заданий, тайлы строений, фишки игроков, кубики и драгоценные камни. Всё такое яркое и приятное, что хочется еще пофоткать и показать всё в отдельности. =)
Тайлы строений. Можно наслаждаться видами очень долго =) |
Карты стандартного качества. Символьная информация исчерпываюшая, текст мелковат, но его читать наверное будешь всего один раз из интереса. |
Миплы и домики деревянные, точно привезённый из-за бугра. Неотъемлемая часть игр европейской школы. |
Топазы, сапфиры и рубины - играют роль денег в игре. |
КАК ИГРАТЬ.
Игроки получают по 3 деревянных рабочих и по 12 домиков своего цвета, а также немного денег в виде камешек. Определяем стартового игрока, даём ему жетон инициативы и вперёд.
Игровое поле в процессе игры |
Цель игры - заработать как можно больше победных очков, которые можно получить в основном выполняя задания от короля Крафтенбурга. На карточках с заданием сразу же изображены очки, которые получит игрок при выполнении. Есть еще жетоны с похожими свойствами плюс фишка инициативы даёт в конце пару очков.
Игровое поле представляет собой целую систему пищевых цепочек по изготовлению товаров различной сложности. Видов исходного сырья всего 4 - пшеница, дерево, уголь и руда. От них как раз и начинаются разветвляться и соединяться всяческие процессы. В самом начале на поле, кроме сырьевых баз, ничего не построено и соответственно ничего крафтить еще нельзя. На то оно и начало... =)
В свой игрок обязан сделать две вещи: если он с инициативой - вытащить новую карту событий и бросить кубик на получение нового ресурса (точно как в Колонизаторах).
Получение ресурса в игре выражается не в специальных карточках, жетончиках или других детальках, а в установке своего рабочего на определенном квадрате игрового поля. Подобный приём многие игроманы могут знать из другой игры - Glen More. Так что запоминайте пример - "Мой мипл сейчас стоит на дереве, значит, у меня есть 1 дерево. Также у меня 2 мипла на пшенице, значит я владею 2 единицами пшеницы".
Необязательных, но крайне важных действий намного больше:
- можно купить себе еще мипла
- можно купить 1 чертёж за денежку
- можно купить еще 1 сырьевой ресурс
- можно построить здание по чертежу, которым владеешь
- можно крафтить без ограничений =)
- можно продавать как сырьё, так и скрафченные товары
- можно профинансировать строительство здания другого игрока =)
Я специально не пишу о стоимости покупок, продаж, строительства - всё это вы сами сможете прочитать в правилах.
Все действия даже на слух логичны и понятны, хоть сейчас садись и играй. Однако по некоторым нужны пояснения.
Крафтить. Чтобы скрафтить что-то, нам нужно
а) сырьё и
б) построенные здания на игровом поле.
Как это отображается на поле, легче рассказать примером:
Я красный игрок и у меня есть дерево. Я хочу сделать из этого леса стройматериалы. Для этого мой мипл должен "протащить" дерево через лесопилку желтого игрока к собственной гильдии строителей. Принадлежность строений определяется домиками на них. Я говорю спасибо жёлтому игроку за его лесопилку и даю ему топаз в качестве платы за пользование его строением. В итоге мой мипл будет стоять на гильдии, что говорит о том, что я владелец стройматериала, который могу продать за 4 деньги (изображено справа внизу на тайле) или использовать его в постройке своих будущих зданий.
Зачем финансировать постройку другому игроку? Нет, это не даст вам право пользоваться строением как своим. =) Однако не забывайте про задания короля, в которых чаще всего сказано "кто быстрее мне сделает столько-то товаров, тому и почёт". Игрок может умышленно держать в своих чертежах нужное строение и не строить его до того момента, как право хода перейдёт ему и он спокойно выполнит задание. Поэтому, чтобы выполнить задание раньше его, можно попробовать профинансировать его строение и построить его в СВОЙ ход. Кстати, здесь слово "попробовать" занимает очень важную часть предложения - игрок не знает точно, какие чертежи на руках других игроков, и может только предполагать. Действие это выглядит примерно так: красный платит денежку за строительство в банк и говорит " я думаю, у желтого есть чертёжик лесопилки. Финансирую строительство в его пользу.", на что желтый отвечает "ты ошибся, нету у меня этого чертежа" =) В этом случае денежки утекают без положительного эффекта.
Игра продолжается до тех пор, пока не сбросится последняя карта событий. Далее происходит простой подсчет полученных очков и выявляется победитель.
Всё просто. =)
Более подробную информацию о игровом процессе читайте в правилах.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Первым делом игру оценили мои коллеги по работе. Эти маньяки, имеющие опыт в таких играх, как Ultima Online, World of Warcraft, Diablo III, раскусили игровой процесс еще до того, как я закончил объяснять. =) Всё наглядно и интутивно понятно. Оформление им настолько понравилось, что я услышал фразу, отображающую высший балл, - "Я бы такую купил бы домой, было бы с кем играть". Слюновыделение всех троих подобытных было обильным и меня наверное побьют, если я не принесу игру из дома в ближайшее время. =)
Моя домашняя ячейка также встретила игру с распростёртыми объятиями, однако было выявлено несколько небольших трудностей в восприятии и один недостаток (который вполне возможно исчезнет скоро):
1) Есть некоторая категория простых людей, которые не могут по крайней мере сразу абстрагироваться и принять тот факт, что владение ресурсом или товаром отображается миплом на квадрате, а не жетоном/фишкой в руках. Так что играя с новичками, хорошенько прожуйте этот момент.
2) Даунтайм или ожидание хода. В процессе игры у вас есть достаточная свобода, чтобы зависнуть и пытаться рассчитать, что бы сделать и тд. Эти зависания могут вызвать зевоту у ожидающих вас. В итоге готовьтесь к тому, что первая партия может растянуться более чем на 2 часа.
Небольшую ложку дёгтя добавила к общим впечатлениям моя жена. Будучи довольно избалованной особой в отношении качества и оформления настольных игр, она отметила следующее:
Оформление хоть и выглядит насыщенным, но не дотягивает до дизайна лучших евро с заграницы. Проглядывается менцелевский стиль, но именно в качестве копии этого стиля, нет собственного почерка. Поле рябит, сложно поначалу найти нужное строение. Изображения людей - самое слабое звено этого оформителя: несоблюдение простых пропорций бросается в глаза и лица страшные.
Коллеги, домашние, жена.....А что же думаю я сам? Первым делом я думаю о великом деянии, которое произошло в отечественной игровой среде: у нас первое красивое, сбалансированное и интересное Евро. Наш издатель, наш автор, наш оформитель - всё наше. Название игры конечно немного режет слух, но не настолько, чтобы вызывало отторжение. Оформление на высшем уровне (что бы там не говорила жена :) ), качество я буду оценивать на четвёрку из пяти (буду ждать, когда же мы поголовно начнём печатать игры на бумаге с фактурой "лён"). Тот факт, что решили не экономить на мелочах и заказали эти мелочи за бугром, тоже не может не радовать.
Еще один интересный момент: классические евро зачастую пестрят всякими хитровышморканными механизмами, к которым привыкли разве что гики и немцы, в то время как именно игр с логичным атмосферным процессом на порядок меньше (вспоминаем 100000 лет до н.э.). Крафтеры как раз из числа последних.
Без тени сомнений рекомендую игру к покупке для домашних и дружеских посиделок.
дорогие друзья. простите меня за тупость... но не могу врубиться в 2 темы: 1. откуда деньги .. посто пи тупом подсчете понимаю что купив еще одного работника и построив сооружения 2 уровня .. деньги закончатся на 5 ходу(нужна какая то генерация кэша) я не говорю о перераспеделении денег между игроками.
ОтветитьУдалитьИгрок начинает свой ход с того, что бросает кубик и получает ресурс по своему выбору. То есть, каждый раз игрок получает один ресурс просто так.
УдалитьРесурсы и товары можно продавать.