среда, 7 сентября 2011 г.

Lego Games. Вводная и обзор 4 игр серии.

На Тесере опубликован мой скромный труд по серии настольных игр от Лего. В нём рассказывается, что ожидать от серии, и приведены небольшие обзоры четырёх игр. Через нн-ое количество времени статья потеряла в своей актуальности и я уже смело могу ее полностью откопировать сюда.

Разрешите пригласить вас к прочтению!






«Город», «Пираты Карибского моря», «Звёздные войны», «Гарри Поттер»… Я написал ничтожно малое количество из множества тематических конструкторов Lego, пользующихся популярностью во всём мире. Родители закупают серии коробками, дети часами напролёт собирают модели и потом происходит игра. Чаще всего эта игра получается на одного ребёнка по его же неписанным правилам и проходящая по его же уникальному сценарию. «Ах ты, злодей! Сейчас ты узнаешь на своей шкуре, что такое настоящий джедайский меч! Вдыщ, врррррр, бх, бх, пиу! Вот там и валяйся и остерегайся моего кота Васьки!». Однако с появлением одной серии всё меняется: теперь можно играть вчетвером, правила и сценарий уже готовы, но возможность творить ещё теплится. Как вы уже догадались, речь идёт о серии Lego Games.


В 2009 году под руководством новоиспечённого работника Сефаса Ховарда (Cephas Howard), по совместительству и автора всех игр, запускается первый ряд настольных игр в США. Не знаю, почему так принято, но датская компания первым делом выбрасывает новинки именно на американский рынок и лишь потом, через полгода или год, на европейский.

Главной особенностью является уникальный игровой кубик Lego, входящий в состав каждой игры в одном экземпляре, в котором можно программировать каждую его сторону. Сефас предложил прототип такого кубика, собрав его буквально из подручных материалов. На следующий же день специалистами из «Лего» был создан прототип, более похожий на финальный продукт. В итоге кубик стал изготавливаться в две стадии: сначала делается пластиковая сердцевина, затем прорезиненная «одежда», которая позволяет кубику никуда не убежать и в качестве бонуса с шумоподавлением. :)

От прототипа до готового продукта...


Фирменные скрепляющие точки позволят зацепить как большую плитку, так и более мелкие детали, чем можно воспользоваться (и автор пользуется) в самом разгаре игры. Для многих авторов настольных игр, которые постоянно работают над прототипами, такой кубик был бы незаменимым помощником. К сожалению, в России и Украине кубик отдельно не продаётся. 


Однако игровой кубик Lego является не только изюминкой, но и некоторого рода проклятием: ход игрока в подавляющем большинстве игр серии начинается с бросания кубика и изучения результата броска, что, по сути, лишает удовольствия многих игроманов подумать самим.

В играх «Лего» также используются уникальные микрофигурки, которые, вероятно, тоже пришлось делать под данную серию. Следует напомнить читателю, что до этого во всех конструкторах использовались минифигурки, стоящие на двух точках. В случае с играми микрофигурки стоят на одной точке, что легко превращает точку в одну единицу передвижения, если это надо (используется в таких играх, как «Лабиринт Минотавра» или «Гонки 3000»).


Лозунг всей серии: «СТРОЙ! ИГРАЙ! МЕНЯЙ!». Первое слово ассоциируется со всей продукцией «Лего», не только играми. Второе слово уже относится именно к Lego Games, что является главным отличием от другой продукции компании. Третье слово потенциально должно отличать игры «Лего» от простых печатных настольных игр, где сказывается именно конструкторское начало продукта. Если первое и второе сомнению не подвергаются априори, то третье всё-таки имеет ограничение из-за комплектации, и поэтому придумывать что-то новое вам придётся, используя уже задействованные элементы. Конечно, со стороны производителя невыгодно класть «ненужную» кучу элементов, а покупатель может использовать детали из других наборов. 

Всего в линейке выпускается 5 форматов игр, первым делом различных по размеру коробки и, соответственно, цене. Самый большой формат имеет всего две игры, и только одна представлена на российском рынке — Creationary. Также коробочный формат помогает выбрать игру по сложности и рекомендуемому возрасту — чем меньше, тем проще. Исключением является пятый формат (Creationary), отличный от всех как Dixit от других игр. :)

На роль ярких представителей четырёх широко представленных форматов игр «Лего» были взяты «Постриги овцу», «Монстры», «Пиратский код» и «Пирамида Рамзеса».



Постриги овцу


РРЦ (рекомендуемая розничная цена) — 499руб. РВ (рекомендуемый возраст) — от 5 лет

В данной игре каждый игрок ухаживает за своей овцой, ждёт, когда у неё вырастет шерсть, и старается вовремя постричь её. Победными очками тут является шерсть, состриженная со своей овцы. Как только общий запас шерсти будет разобран, игра заканчивается. Путём несложного подсчёта определяется победитель.


Главным действием игрока является бросок кубика, определяющий дальнейшие действия. Случайный фактор немного нивелируется тем, что почти на каждой грани кубика закрепляются 2 разных по цвету плитки, что даёт возможность выбирать одно из действий.

Интерактивная составляющая присутствует в виде волка с шляпой, которого подсылают оппоненты. При виде такого джентльмена овцы уходят в осадок и, как следствие, теряют шерсть.

Игра объясняется за минуту и не вызывает никаких проблем с пониманием механики. Единственное — придётся первое время посматривать в правила, прежде чем запомнятся действия, которые даёт тот или иной цвет грани кубика. Барашки довольно милые и понравятся большинству детишек и их мамочкам. Качество «Лего» и именно визуальное оформление не вызывают нареканий. Думаю, что за такой игрой можно свободно сажать детей без родителей и неправильно играть никто не будет. 

Монстры


РРЦ — 699 руб. РВ — от 7 лет

Вы играли когда-нибудь в крестики-нолики? А на четверых? А с кубиком? Вот! Теперь у вас есть уникальная возможность, поиграв в «Монстров», на все вопросы ответить: «Да!». Каждый игрок заправляет 4 монстрами одного цвета, которые пришли на кладбище поиграть с другими монстрами и хозяевами местности — скелетами. Чернуха для детей, так сказать.


В свой ход кидаем кубик, который нам покажет, что можно:

  • Либо поставить своего монстра на серую или тёмно-серую плиту могилы,
  • либо поставить одного скелета на любую могилу,
  • либо поменяться плитами с кем-нибудь,
  • либо запустить большого Паукана, который будет распугивать всех монстров на определённом участке кладбища.

Чтобы выиграть, надо первым расположить 4 своих монстров в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали. Скелеты являются джокерами, то есть могут использоваться в вашем ряду вместо одного из монстров.

Случайный фактор нивелируется количеством плит (по 8 серых и тёмно-серых), на которые можно расположить монстра. Плюс, всё кладбище поделено на 4 секции, а паук в момент появления распугивает лишь одну из них.

«Монстры» играются быстрее, чем те же «Овцы», а скелет проверенной веками игры позволит насладиться игрой не один раз. Мне кажется, что тут есть некоторый простор для создания правил без рандома на основе опять же проверенной механики. В общем, игра отличная.

Пиратский код


РРЦ — 999 руб. РВ — от 8 лет

Немного блефа и под конец банальная логика. Игрокам предлагается создать шифр из 4 камушков разного цвета и расположить их в уникальной последовательности, да так, чтобы сложнее было разгадать — камушки прячутся в сундук игрока, прочь от посторонних глаз. Последний неразгаданный шифр зарабатывает его хозяину победу в игре.


Что делаем в свой ход? Правильно, бросим кубик «Лего» и смотрим, что нам выпало. Первым делом забираем из общего сундука камушек цвета выпавшей грани, далее берём еще один любой камушек. Получив камушки, используем их для разгадывания чужих шифров. Для этого располагаем камушки в спецместа и ждём, когда хозяева шифров проверят правильность. Тут три возможных варианта: либо положение и цвет верны, либо что-то одно правильно, либо всё неправильно. Любой результат отмечается расположением этих камней по спецместам.


Самое начало игры очень азартное. Далее, по мере заполнения, уже становится всё логично и скучно, игроки просто ждут своего хода, чтобы «добить соперника». Цветов камушков всего 6, мест под них в шифре — 4. 3-4 раунда, и игра заканчивается, причём последние раунды идут на холостом ходу — выполнение логичных и единственно правильных действий. Присутствует вариант, где можно использовать камни одинакового цвета. Подобный ход разнообразит игру и немного расширяет узкие рамки.

Пирамида Рамзеса


РРЦ — 1299 руб. РВ — от 8 лет

Ух ты! Райнер Книция на коробке!


С момента появления серии эта игра считалась флагманом, и на неё возлагались большие надежды, даже приз какой-то ухватила (на лицевой части коробки видно). Пусть вас не смущает наличие известного нам имени, игру всё равно придумал Сефас Ховард. Просто доктор математических наук присутствовал в процессе рождения как консультант, за что, наверное, попросил много денег и своё имя на лицевой части. Однако надо признать, что в отличие от остальных игр «Лего» именно в «Пирамиде» не просматривается намёка на механики с других игр (хотя, классический «кинь-двинь» есть). Всем фанатам игр на память — эта игра для вас и вашего 8-летнего чада!


Итак, мы управляем приключенцами, которые стремятся подняться по пирамиде и одолеть грозную мумию Рамзеса. И если не сделаем, то миру конец. Игровая партия делится как бы на две части: в первой мы изучаем окрестности, во второй — поднимаемся по пирамиде.

В первой части однозначно делаем то, что делаем в любой игре «Лего» — бросаем кубик. Первым делом исполняем действие-картинку грани кубика (спустить одну мумию на уровень, повернуть сегмент пирамиды, украсть кристалл у игрока…), затем передвигаемся по храмным площадкам на столько шагов, сколько указано на грани. Во время остановки можно забрать кристалл, если он там свободно стоит, или посмотреть внутрь храма и попытаться запомнить цвет кристалла внутри — это будет важно при подъёме.

Как только мы пройдем полный круг вокруг пирамиды и встанем на стартовой позиции, то можно начинать подъём. Для этого выбираем любую грань пирамиды и ждём следующего хода. Тут начинается вторая часть Марлезонского балета, в которой даже есть действие, выполняемое без кубика! Вместо броска кубика и подъёма по пирамиде игрок имеет право выбрать переход на другую грань пирамиды на этом же уровне.


Без препятствий игра была бы лишена смысла, поэтому их в избытке. Первым делом, чтобы подняться на другой сегмент пирамиды, надо будет показывать кристалл цвета этого сегмента. Кристалл подобного цвета должен быть представлен или из своего запаса, или из храма, где якобы есть кристалл нужного цвета — так ещё нужно указать на правильный храм. Если при вскрытии храма обнаруживается, что цвет кристалла не тот, то естественно ход игрока закончен и ему предстоит остаться на месте. Вторым препятствием являются спускающиеся мумии, которые блокируют сегменты пирамиды, а при спуске так вообще скидывают встречных приключенцев к самому основанию пирамиды. Мера избавления от назойливых мумий — крутить уровни пирамиды при выпадении на кубике спецзнака или перемещаться на другую грань пирамиды.


В финале, когда кто-то добрался до вершины, игрок бьётся с Рамзесом, кидая один раз кубик. Выкинул правильно — выкинул Рамзеса, не получилось — бой продолжится в следующий ход.

Дополнительное правило, «Золотой Скорпион», предложит приключенцу после победы залезть внутрь храма и попытать захватить ценную золотую фигурку скорпиона. Для этого всего-то надо показать 4 таких же кристалла, какие стоят в чашах рядом со статуэткой. Не получилось — пирамида закрывается и замуровывает приключенца, так что счастливый конец — не единственное развитие событий. :)


«Пирамида Рамзеса» является не только самой самостоятельной игрой (то есть без ощущения какого-либо плагиата, во всяком случае я таких игр не припомню), но и самой сложной в объяснении правил, чем отличается от вообще всей линейки других игр «Лего». Здесь намного больше мелких нюансов и, в принципе, не будь я действительно прожжённым игроманом, то может быть и не разобрался бы. Стоит только представить, что бедный родитель пытается уловить суть, после чего игра становится просто красивым предметом интерьера. Но для разобравшихся, мне кажется, партии проходят отлично и с азартом.


Подытожим


Наверное, главный вопрос, которым можно задаться — для кого эти игры? Я предположу, что интерес может быть вызван у трёх категорий людей: игроманы (то есть мы с вами), легоманы и семья/дети (что суть может оказаться миксом из первых двух).

Игроманы не увидят в играх ничего экстраординарного. Пресловутый кубик заключает свободу выбора в темницу, и только самостоятельное придумывание правил может как-то улучшить ситуацию. Что касается использования компонентов для своих прототипов, то легче купить набор чисто из кубиков разных цветов. Да, чуть ли не в каждой игре просматривается скелет механизма, который был позаимствован из той или иной известной печатной настольной игры. Для гика это повод пошептаться за спиной «Лего». :)


Неслучайно я упомянул про легоманов. Как-то я наткнулся на сайт фанатов «Лего», где обсуждаются в основном строительные наборы конструкторов или всяческие переделки. Нашлось место и играм. Вот только использование их было, как бы это сказать, неправильным: пишут, что вау, собрали, поигрались и…разобрали по более важным мелким деталькам, чтобы использовать в своих строительных проектах. Например, игра Frog Rush очень популярна у легоманов из-за того, что ни в одном наборе больше нет такого количества лягушек. :) Но в любом случае можно сказать, что игры «Лего» для легомана — это мостик для знакомства с миром настольных игр.

Семья! Многие и так знали, но лучше это произнести: игры серии Lego Games рассчитаны именно на детей и на семейный досуг. Для нас невероятно, а для них норма — если на игре написано, что игра для 7-летнего, значит, что игра действительно для 7-летнего! Игры Лего привлекают внимание, и компания ведёт правильную маркетинговую политику, вследствие чего на полках рядом с «Монополией» у простых семей легко и непринуждённо могут появиться сами знаете что. Ругай не ругай «Монополию», но она является отправной точкой в разговоре про настольные игры, после которой мы начинаем наступательные действия. И если такой же отправной точкой станут игры «Лего», чьим несомненным преимуществом является ассортимент и меньшая доля случая, я был бы только рад…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения