Алексей Калинин - знаковая личность в отечественном игрострое. Те настольщики, кто уже активно играл в начале 2000-х, отлично помнят его игры: "Код да Винчи", "Ночной дозор", "Диптаун", "Экспедиция-трофи" и многие другие. На данный момент Алексей ушёл в игры компьютерные, но иногда таки возвращается к картону, настольный "King's Bounty" и "Поселенцы. Основатели Империи"(мой обзор --->) тому подтверждение. Однако самым знаковым проектом автора, его визитной карточкой, была и остаётся "Князья".
И вот, в 2015 году увидело свет второе издание игры. Я, как фанат первого издания, не мог пройти мимо этого события...
КОМПОНЕНТЫ.
Коробка! Оформление маленькой квадратной коробочки просто шикарное. Стилизация под древнюю дорогую книгу на 100% передаёт характер игры. Прежняя коробка (чуть ниже в заметке покажу) тоже неплоха по оформлению, но уступает второму изданию.
Внутри есть только сотня карт да правила игры. Больше ничего не понадобится.
В игровую колоду замешаны древнерусские города, войска отечественные и забугорные, строения разные, события и летописные записи. В общем, всё, что нужно для написания своей истории.
Цель игры - заполучить как можно больше славы. Слава игроку-князю даётся за имеющиеся у него города и внутренние постройки в нём на момент окончания игры (есть ещё некоторые карты, дающие очки, но это больше в порядке исключения). Игра закончится, когда будет разыграна вся колода карт или когда на Русь придёт Батый (карта такая =)).
В начале игрокам раздаётся по 4 карты.
Свой ход можно потратить на пополнение руки на одну новую карту или розыгрыш карты с руки. Очень просто.
Разнообразие действий и игрового процесса в целом зависит от того, какую карту игрок сыграет. Вариантам розыгрыша я посвящу отдельную главу, заодно и карты покажу. =)
ТИПЫ КАРТ.
Города в "Князьях" - это цель. Больше городов - ближе победа. Каждый город имеет свою ценность - славу. Так, например, Киев и Новгород являются очень славными городами (аж по 3 очка имеют), тогда как Тмутаракань не очень. =)
Выкладывать с руки город с одной стороны опасно, с другой без этого не будет движения. Лучший вариант розыгрыша городов с руки - когда в руке накопится достаточное количество карт для отражения вражеских атак.
Выкладывать с руки город с одной стороны опасно, с другой без этого не будет движения. Лучший вариант розыгрыша городов с руки - когда в руке накопится достаточное количество карт для отражения вражеских атак.
Внутреннее обустройство города имеет не меньшую важность, чем само владение городом. Сделать из Тмутаракани процветающий мегаполис с 15 очками славы - вообще не проблема, если настроить соборов, библиотек и школ там. А если там поставить Митрополичье подворье (умножает славу города на 3), так вообще можно победить без владения другими менее застроенными городами.
Также в постройках встречаются защитные стены и рвы, которые повышают требования к силе вражеских армий, а также усиливают армии самого города. Например, "Новые стены" не дадут нападать армиям с силой 3 и ниже.
Также в постройках встречаются защитные стены и рвы, которые повышают требования к силе вражеских армий, а также усиливают армии самого города. Например, "Новые стены" не дадут нападать армиям с силой 3 и ниже.
Какая бы игра была, если бы нельзя было повоевать? Да никакая! В свой ход игрок может объявить военный поход на любой из выложенных оппонентами городов и сыграть карту рати (в простонародии - войска). Мини-войнушка проходит примерно так же, как и простая игра в Дурака: нападающий выложил карту, защитник должен отбить её большей по силе, дальше нападающий ещё может сыграть карту и так далее, пока кто-то не сдастся. Нападающий победил - значит, забирает город с постройками себе.
Особняком здесь стоят карты "Ополчение", чья сила зависит от славы города. Этой картой можно только защищаться.
Особняком здесь стоят карты "Ополчение", чья сила зависит от славы города. Этой картой можно только защищаться.
Карты событий я считаю двигателем всей игры. Именно они добавляют в "Князья" большую деревянную ложку, доверха наполненную интригами. С помощью карт событий можно отнимать города без войны, лишать игроков карт в руке, пополнять свою руку картами, переманивать войска противника...вариантов куча. Чем больше у вас таких карт в руке, тем сохраннее ваши города и тем хуже оппонентам. =) Кстати, некоторые карты событий можно разыгрывать во время военных действий вместо карт ратей.
Карты летописей отличаются от событий тем, что дают длительный эффект и зачастую остаются в игре до конца партии. С помощью этих карт можно получить дополнительные очки, лишить игрока очков, усилить свои армии при защите городов... Особняком стоят две карты - "Батый" и "Тайное послание". Розыгрыш первой позволяет закончить игру в течении одного текущего раунда, а розыгрыш второй - немного оттянуть завершение партии на один раунд. И в том, и в другом случае у разыгравшего карту игрока есть преимущество - его ход в партии последний, а это порой очень важно (например, сыграть последней картой в игре "Метрополичье подворье" может стоить кому-то победы).
Всего 5 типов карт, а сколько разнообразия? =)
СРАВНЕНИЕ С ПЕРВЫМ ИЗДАНИЕМ.
Первое издание было выпущено компанией "Astrel games" аж в 2005 году. Большая коробка, в которую можно было поместить ещё 5 таких игр, имела яркую и живописную картинку (прямо скажем, богатую), однако общий фон в красно-жёлтых тонах делал коробку более блеклой по сравнению с другими коробками на витрине. Размер коробки обусловлен ещё тем, что карты внутри лежали не собранной колодой в полиэтилене, к чему сейчас все уже привыкли, а листами, совпадающими размером с длиной и шириной коробки (отчего на картах кстати оставались заусенцы).
Всего 5 типов карт, а сколько разнообразия? =)
СРАВНЕНИЕ С ПЕРВЫМ ИЗДАНИЕМ.
(картинка из поисковика) |
Чего не отнять, так очень контрастной рубашки. =) Рубашка карт от второй редакции более живописная и, как следствие, повторяет "успех" коробки первой редакции, а именно более сложную визуальную идентификацию рубашка/лицо.
Лицевая часть карт более светлая по сравнению с новым изданием и в угоду арту не очень удачно был подобран цвет и шрифт текста. Но вот что останется в моём сердце навсегда - арт, детально подогнанный под смысловую составляющую карты: если город, то изображён город, если половецкое войско - то явно видно половца на коне.
Лицевая часть карт более светлая по сравнению с новым изданием и в угоду арту не очень удачно был подобран цвет и шрифт текста. Но вот что останется в моём сердце навсегда - арт, детально подогнанный под смысловую составляющую карты: если город, то изображён город, если половецкое войско - то явно видно половца на коне.
Город теперь на карте расположен вертикально, как и другие типы карт. В контрасте и удобстве считывания информации новая версия лучше. Тематические фрески, заменившие арт, на любителя.
Карты новой версии стали чуть длиннее, у всех типов карт появился личный цвет окантовки, более тёмный и контрастный цвет фона позволяет быстрее различать карты по типу. Толщина карт и их качество примерно равны, вот только в новой версии нет заусенцев (продажа карт листами ушла в прошлое). Изменились некоторые названия карт, но по смыслу явное изменение претерпела "Бысть тишина", ставшая "Тайным посланием": если раньше она полностью отменяла нашествие татаро-монголов, то теперь лишь добавляет один раунд.
В целом, нельзя сказать, какая версия лучше. Но главное, нельзя сказать, какая версия хуже. =)
В целом, нельзя сказать, какая версия лучше. Но главное, нельзя сказать, какая версия хуже. =)
Новая коробка уместила обе версии игры и теперь можно играть двумя компаниями одновременно...или выбирать колоду для партии по дизайну. =)
ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Моё мнение об игре не изменилось ни на йоту за столько лет, сколько я о ней вообще знаю. Это отличная игра с редким в наше время древнерусским антуражем и соответствующей логикой происходящего.
Несмотря на серьёзную тематику и суровый внешний вид, надо принять за факт и приготовиться к тому, что игра ориентирована на семейный или дружеский досуг, а игровой процесс весёлый и непредсказуемый: нередкий случай, когда тебе во время партии приходят в руку только постройки, и ты ничего не можешь с этим поделать. В этой игре нет немецкого баланса и не должно быть. Игра на интригу, на использование тех возможностей, что есть здесь и сейчас; на достижение цели любым доступным способом. Приготовьте своих жён, детей, друзей и других близких вам игроков к тому, что в этой игре никакие родственные отношения в реальном мире не должны быть преградой для достижения цели: можешь ограбить слабого игрока - делай, можешь отнять последний город - отнимай, лишь бы приближало к победе. Конечно (я по своему опыту знаю), в следующих партиях именно вы можете стать объектом всех атак из-за того, что "ты в прошлой игре мне спалил Новгород
Близкой игрой по духу и отдаче (не путать со сходством игрового процесса), которые мне удалось опробовать за последнее время, я считаю "7 драконов" от Мира Хобби. Но полноценного аналога этой игре я придумать не могу, атмосфера и логичность происходящего здесь в соотношении к количеству компонентов делает игру и вовсе уникальной.
"Князья" - это игра, в которую я поигрываю уже на протяжении 7 лет. "Князья" - это игра, в которую я хочу поигрывать ещё столько же. Для меня "Князья" - неувядающий хит, чья ценность с годами будет лишь увеличиваться.
Сейчас второе издание распространяется автором лично через его сайт - artofwargame.ru. Стоит 1000 рублей вместе с доставкой в любую точку мира (как заявляет сам автор). Раньше казалось много, в свете нынешних ценовых колебаний так уже не кажется. =) От себя настоятельно рекомендую к приобретению. Вещь!
ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Моё мнение об игре не изменилось ни на йоту за столько лет, сколько я о ней вообще знаю. Это отличная игра с редким в наше время древнерусским антуражем и соответствующей логикой происходящего.
Несмотря на серьёзную тематику и суровый внешний вид, надо принять за факт и приготовиться к тому, что игра ориентирована на семейный или дружеский досуг, а игровой процесс весёлый и непредсказуемый: нередкий случай, когда тебе во время партии приходят в руку только постройки, и ты ничего не можешь с этим поделать. В этой игре нет немецкого баланса и не должно быть. Игра на интригу, на использование тех возможностей, что есть здесь и сейчас; на достижение цели любым доступным способом. Приготовьте своих жён, детей, друзей и других близких вам игроков к тому, что в этой игре никакие родственные отношения в реальном мире не должны быть преградой для достижения цели: можешь ограбить слабого игрока - делай, можешь отнять последний город - отнимай, лишь бы приближало к победе. Конечно (я по своему опыту знаю), в следующих партиях именно вы можете стать объектом всех атак из-за того, что "ты в прошлой игре мне спалил Новгород
Близкой игрой по духу и отдаче (не путать со сходством игрового процесса), которые мне удалось опробовать за последнее время, я считаю "7 драконов" от Мира Хобби. Но полноценного аналога этой игре я придумать не могу, атмосфера и логичность происходящего здесь в соотношении к количеству компонентов делает игру и вовсе уникальной.
"Князья" - это игра, в которую я поигрываю уже на протяжении 7 лет. "Князья" - это игра, в которую я хочу поигрывать ещё столько же. Для меня "Князья" - неувядающий хит, чья ценность с годами будет лишь увеличиваться.
Сейчас второе издание распространяется автором лично через его сайт - artofwargame.ru. Стоит 1000 рублей вместе с доставкой в любую точку мира (как заявляет сам автор). Раньше казалось много, в свете нынешних ценовых колебаний так уже не кажется. =) От себя настоятельно рекомендую к приобретению. Вещь!
А там ведь не только "Бысть тишина" изменила свойства. Есть и небольшие изменения в правилах...
ОтветитьУдалитьЕсть. Самое заметное - изменение свойств стен.
Удалить