четверг, 18 февраля 2016 г.

Отечественное. Обзор второго издания настольной игры "Князья".

 Алексей Калинин - знаковая личность в отечественном игрострое. Те настольщики, кто уже активно играл в начале 2000-х, отлично помнят его игры: "Код да Винчи", "Ночной дозор", "Диптаун", "Экспедиция-трофи" и многие другие. На данный момент Алексей ушёл в игры компьютерные, но иногда таки возвращается к картону, настольный "King's Bounty" и "Поселенцы. Основатели Империи"(мой обзор --->) тому подтверждение.  Однако самым знаковым проектом автора, его визитной карточкой, была и остаётся "Князья". 
 И вот, в 2015 году увидело свет второе издание игры. Я, как фанат первого издания, не мог пройти мимо этого события...
.

КОМПОНЕНТЫ.
 Коробка! Оформление маленькой квадратной коробочки просто шикарное. Стилизация под древнюю дорогую книгу на 100% передаёт характер игры. Прежняя коробка (чуть ниже в заметке покажу) тоже неплоха по оформлению, но уступает второму изданию. 

 Внутри есть только сотня карт да правила игры. Больше ничего не понадобится. 

 В игровую колоду замешаны древнерусские города, войска отечественные и забугорные, строения разные, события и летописные записи. В общем, всё, что нужно для написания своей истории.

КАК ИГРАТЬ?
Цель игры - заполучить как можно больше славы. Слава игроку-князю даётся за имеющиеся у него города и внутренние постройки в нём на момент окончания игры (есть ещё некоторые карты, дающие очки, но это больше в порядке исключения).  Игра закончится, когда будет разыграна вся колода карт или когда на Русь придёт Батый (карта такая =)). 


В начале игрокам раздаётся по 4 карты.
Свой ход можно потратить на пополнение руки на одну новую карту или розыгрыш карты с руки. Очень просто.
Разнообразие действий и игрового процесса в целом зависит от того, какую карту игрок сыграет. Вариантам розыгрыша я посвящу отдельную главу, заодно и карты покажу. =)


ТИПЫ КАРТ.
Города в "Князьях" - это цель. Больше городов - ближе победа. Каждый город имеет свою ценность - славу. Так, например, Киев и Новгород являются очень славными городами (аж по 3 очка имеют), тогда как Тмутаракань не очень. =)
Выкладывать с руки город с одной стороны опасно, с другой без этого не будет движения. Лучший вариант розыгрыша городов с руки - когда в руке накопится достаточное количество карт для отражения вражеских атак.

Внутреннее обустройство города имеет не меньшую важность, чем само владение городом. Сделать из Тмутаракани процветающий мегаполис с 15 очками славы - вообще не проблема, если настроить соборов, библиотек и школ там. А если там поставить Митрополичье подворье (умножает славу города на 3), так вообще можно победить без владения другими менее застроенными городами.
Также в постройках встречаются защитные стены и рвы, которые повышают требования к силе вражеских армий, а также усиливают армии самого города. Например, "Новые стены" не дадут нападать армиям с силой 3 и ниже.


Какая бы игра была, если бы нельзя было повоевать?  Да никакая! В свой ход игрок может объявить военный поход на любой из выложенных оппонентами городов и сыграть карту рати (в простонародии - войска). Мини-войнушка проходит примерно так же, как и простая игра в Дурака: нападающий выложил карту, защитник должен отбить её большей по силе, дальше нападающий ещё может сыграть карту и так далее, пока кто-то не сдастся. Нападающий победил - значит, забирает город с постройками себе.
Особняком здесь стоят карты "Ополчение", чья сила зависит от славы города. Этой картой можно только защищаться.

Карты событий я считаю двигателем всей игры. Именно они добавляют в "Князья" большую деревянную ложку, доверха наполненную интригами. С помощью карт событий можно отнимать города без войны, лишать игроков карт в руке, пополнять свою руку картами, переманивать войска противника...вариантов куча. Чем больше у вас таких карт в руке, тем сохраннее ваши города и тем хуже оппонентам. =) Кстати, некоторые карты событий можно разыгрывать во время военных действий вместо карт ратей.

Карты летописей отличаются от событий тем, что дают длительный эффект и зачастую остаются в игре до конца партии. С помощью этих карт можно получить дополнительные очки, лишить игрока очков, усилить свои армии при защите городов... Особняком стоят две карты - "Батый" и "Тайное послание". Розыгрыш первой позволяет закончить игру в течении одного текущего раунда, а розыгрыш второй - немного оттянуть завершение партии на один раунд. И в том, и в другом случае у разыгравшего карту игрока есть преимущество - его ход в партии последний, а это порой очень важно (например, сыграть последней картой в игре "Метрополичье подворье" может стоить кому-то победы).

Всего 5 типов карт, а сколько разнообразия? =)


СРАВНЕНИЕ С ПЕРВЫМ ИЗДАНИЕМ.
(картинка из поисковика)

Первое издание было выпущено компанией "Astrel games" аж  в 2005 году. Большая коробка, в которую можно было поместить ещё 5 таких игр,  имела яркую и живописную картинку (прямо скажем, богатую), однако общий фон в красно-жёлтых тонах делал коробку более блеклой по сравнению с другими коробками на витрине. Размер коробки обусловлен ещё тем, что карты внутри лежали не собранной колодой в полиэтилене, к чему сейчас все уже привыкли, а листами, совпадающими размером с длиной и шириной коробки (отчего на картах кстати оставались заусенцы).

Чего не отнять, так очень контрастной рубашки. =) Рубашка карт от второй редакции более живописная и, как следствие, повторяет "успех" коробки первой редакции, а именно более сложную визуальную идентификацию рубашка/лицо.
Лицевая часть карт более светлая по сравнению с новым изданием и в угоду арту не очень удачно был подобран цвет и шрифт текста. Но вот что останется в моём сердце навсегда - арт, детально подогнанный под смысловую составляющую карты: если город, то изображён город, если половецкое войско - то явно видно половца на коне.

Город теперь на карте расположен вертикально, как и другие типы карт. В контрасте и удобстве считывания информации новая версия лучше. Тематические фрески, заменившие арт, на любителя.

Карты новой версии стали чуть длиннее, у всех типов карт появился личный цвет окантовки, более тёмный и контрастный цвет фона позволяет быстрее различать карты по типу.  Толщина карт и их качество примерно равны, вот только в новой версии нет заусенцев (продажа карт листами ушла в прошлое). Изменились некоторые названия карт, но по смыслу явное изменение претерпела "Бысть тишина", ставшая "Тайным посланием": если раньше она полностью отменяла нашествие татаро-монголов, то теперь лишь добавляет один раунд.

В целом, нельзя сказать, какая версия лучше. Но главное, нельзя сказать, какая версия хуже. =)

Новая коробка уместила обе версии игры и теперь можно играть двумя компаниями одновременно...или выбирать колоду для партии по дизайну. =)


ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Моё мнение об игре не изменилось ни на йоту за столько лет, сколько я о ней вообще знаю. Это отличная игра с редким в наше время древнерусским антуражем и соответствующей логикой происходящего.

Несмотря на серьёзную тематику и суровый внешний вид, надо принять за факт и приготовиться к тому, что игра ориентирована на семейный или дружеский досуг, а игровой процесс весёлый и непредсказуемый: нередкий случай, когда тебе во время партии приходят в руку только постройки, и ты ничего не можешь с этим поделать. В этой игре нет немецкого баланса и не должно быть.  Игра на интригу, на использование тех возможностей, что есть здесь и сейчас; на достижение цели любым доступным способом. Приготовьте своих жён, детей, друзей и других близких вам игроков к тому, что в этой игре никакие родственные отношения в реальном мире не должны быть преградой для достижения цели: можешь ограбить слабого игрока - делай, можешь отнять последний город - отнимай, лишь бы приближало к победе. Конечно (я по своему опыту знаю), в следующих партиях именно вы можете стать объектом всех атак из-за того, что "ты в прошлой игре мне спалил Новгород

Близкой игрой по духу и отдаче (не путать со сходством игрового процесса), которые мне удалось опробовать за последнее время, я считаю "7 драконов" от Мира Хобби. Но полноценного аналога этой игре я придумать не могу, атмосфера и логичность происходящего здесь в соотношении к количеству компонентов делает игру и вовсе уникальной.

"Князья" - это игра, в которую я поигрываю уже на протяжении 7 лет. "Князья" - это игра, в которую я хочу поигрывать ещё столько же. Для меня "Князья" - неувядающий хит, чья ценность с годами будет лишь увеличиваться.

Сейчас второе издание распространяется автором лично через его сайт - artofwargame.ru. Стоит 1000 рублей вместе с доставкой в любую точку мира (как заявляет сам автор). Раньше казалось много, в свете нынешних ценовых колебаний так уже не кажется. =) От себя настоятельно рекомендую к приобретению. Вещь! 

2 комментария:

  1. А там ведь не только "Бысть тишина" изменила свойства. Есть и небольшие изменения в правилах...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Есть. Самое заметное - изменение свойств стен.

      Удалить