Моё пребывание на Игроконе 14 февраля не прошло всухую, так как мне удалось не просто погулять, а ещё и поиграть в авторские разработки, эксклюзив так сказать. =) Во что играл, читаем дальше.
Первая часть отчёта тут.
Акватика.
С соавтором этой игры, Иваном Тузовским, мы уже давно виртуально общаемся через гильдию разработчиков настольных игр. В этом году Иван приехал из самого Челябинска, чтобы и Игрокон посмотреть, и своё показать из первых уст.
Сама игра находится уже в предпечатном состоянии, красиво оформлена (очень) и готова к изданию Правильными играми. Сроки плавающие, но направление твёрдое. =)
У каждого игрока есть стартовая столица (см. фото сверху) и первоначальная цель - исследовать три акватории (три карты). Во время исследования будем получать жемчужины, они же деньги, они же победные очки.
Для исследования нам понадобится рабочая сила, которую в самом начале игры мы собираем сами из того, что сами захотим (есть некоторые ограничения, но не очень большие). На фото справа снизу представлены 3 вида персонажей со своим уникальным набором характеристик. Если кратенько, то одни хорошо захватывают территории, другие хорошо их изучают, третьи хорошо их защищают. =) Что важно и не учтено на самих картах, так это характеристики по умолчанию, такие как, например, атака и защита: если с воином и его силой атаки 2 всё понятно, то из этого факта не становится логичным, что и другие персонажи могут нападать на акватории с силой 1. А это так!
В ваш ход для "освоения" (читай - покупки) доступны 3 акватории, но если разыграть свойство одного из ваших персонажей, то количество для выбора увеличивается на 3. Вы можете взять на освоение любое количество акваторий, лишь бы силёнок хватило на захват. Для захвата нужно отправить на захват столько своих подопечных, чтобы их суммарная сила атаки была равна возможной глубине освоения акватории.
Как только у вас появилась акватория, на неё также надо поставить своего подопечного для исследования глубин - каждый ход будет изучаться одна глубина, начиная с самого верха. Персонаж под названием "Исследователь" при установке на акваторию мгновенно изучает верхнюю глубину со всеми вытекающими. На глубинах могут быть различные бонусы типа такой: "получите столько очков, сколько разных по глубине акваторий вы исследуете сейчас". На самом деле всяческих бонусов множество, но сейчас просто навскидку не вспомнить.
Когда все глубины исследованы, всплываем на нулевую глубину (переворачиваем карты акваторий) и после этого можем менять столицу. А там тоже есть из чего выбрать, начать с того, что можно выбрать столицу, которая позволяет отжимать чужие акватории. =)
И так далее в том же духе, пока игроки не разберут нужное количество очков.
Разберу по порядку плюсы и минусы.
Минусы:
1) Сложные правила для того, чтобы окунуться в мир Акватики на ходу. Должно пройти какое-то игровое время, чтобы впитать всевозможные свойства и возможности. Это хорошо, что нам помогал сам автор, но к каждой копии автор не прилагается. Так что как минимум должны быть планшеты-подсказки по ходу игрока и шпаргалки по свойствам.
2) У нас присутствовал порядочный даунтайм, своего хода приходилось ждать минут 5-10. А если игрок скучает и тратит время впустую (особенно в настоящее время, когда "все бегут бегут бегут..." (С)В.Леонтьев =)), то эта игра может оказаться одноразовой, зависит от терпения и упёртости игроков.
Плюсы:
1) Интересный механизм изучения глубин. Если ты к нему хорошо адаптировался - за ход будешь получать много очков.
2) Отличное оформление
3) Отличная тематика, непохожая до появления игры "Abyss" ни на что. Я вообще эту игру воспринимаю не иначе как "Подводная эпоха Атлантиды".
4) Разные способы поведения, от агрессивного до мирного. Варьируются столицами, которые покупаешь в процессе игры.
Неоднозначное:
1) В игре отсутствует снежный ком развития игрока. Здесь присутствует конвеерное изучение акваторий - изучил, получил очки, сбросил. Плохо это или хорошо, опять же зависит от вкусов игрока. Любители "Гонки за галактику" или игр европейского стиля типа "Каменного века" могут быть недовольны этим. =)
2) Я считаю, что эта игра очень хорошо может пойти на планшетах. =)
Моё мнение сейчас - я бы сыграл в неё еще пару-тройку раз, но на двоих-троих максимум. Собирать удачные комбинации всегда интересно, а здесь это присутствует в лучшем виде. Но с динамикой игры надо что-то делать, если это ещё возможно.
Сплэш!
В рюкзаке у меня прижилась маленькая коробочка с этой игрой. И как раз в перерыве между играми, чтобы уныло не ждать курящих, кушающих, слоняющихся, мы решили поиграть.
"Сплэш!" показал себя с лучшей стороны, что в принципе для меня уже не новость. =) Понравилось всем. Не зря же я уехал с Игрокона с 4 коробочками этой игры! Искренне рекомендую эту маленькую коробочку, в которой уместилось очень много удовольствия от процесса (и вообще читаем мой обзор).
Аэрос: Владыки драконов
Один из авторов игры тот же, что и в "Акватике", - Иван Тузовский.
Кто играл в любую из игр на колодостроение, очень быстро освоит и эту (близка по процессу к "Звездным империям", "Ascention"). Однако есть куча отличий, из явных и самх запомнившихся:
- у каждого идёт своя цепочка карт на покупку;
- всегда есть 2 варианта розыгрыша карты;
- есть 2 разновидности денег (или силы) - чёрная сила на атаку противника, белая - на покупку карт;
- несколько способов получения очков;
- Колоды игроков асимметричны.
Игра на двоих (пока что), процесс очень бодрый, так как играют одновременно. Но разыгрывать одновременно по одной карте оказалось как то...странно. Всё-таки в играх на колодостроение лучше делать не одновременные ходы, а последовательные, тк ждать долго здесь не приходится. А так возникает много путаницы типа "Я играю вторую карту", "Ой а я уже 4 разыграл и сделал вброс чёрных денег" и тд. Так что опять те же грабли: процесс, тема, механизмы - всё на отлично, но хромает динамика игрового процесса. =) А так подшлифовать и можно нести издателю, как мне показалось.
Ангелы и демоны.
Павел Атаманчук - один из самых перспективных авторов на нашем рынке, на мой взгляд. Один раз ему даже удалось выиграть в конкурсе авторов настольных игр! На этот раз он показывал несколько игр, одну из которых я успел попробовать.
У каждого игрока есть семья из 4 человек (папа, мама, сын, бабушка), каждый из которых имеет свой уровень стрессоустойчивости. Каждый раунд объявляется семья, которая будет подвержена влиянию ангелов и демонов (других игроков).
Влияние это происходит следующим образом. Один из игроков может разыграть карту на члена семьи, тем самым сотворив ему проблему от какого-то персонажа или наоборот, положительно этим же персонажем повлиять. Если игрок хочет, он может прочитать текст и тем самым атаковать, например, папу с определённой силой. Но сила может быть больше, если игрок сам придумает эффект, что побуждает его напрячь весь свой творческий потенциал. Если сила негативного эффекта была выше стрессоустойчивости члена семьи, то карточка этого члена семьи переворачивается и становится более недоступной для других негативных эффектов, а игрок, наславший эффект, должен получить победные очки. Негатив можно сбросить, соответственно, позитивным эффектом. Кстати позитив по-любому придётся придумывать самостоятельно. =)
Когда все игроки, кроме владельца семьи, сделают ход, раунд заканчивается. Ответственным за семью выбирается эффект, который произвёл на него самое большое впечатление, и хозяин этого эффекта награждается дополнительными очками. Если кратко, то это всё. Я оставлю за кадром все хитрые вычисления, которые сейчас есть в игре.
Тема игры и весь процесс в целом отличные! Текст на картах просто потрясающий! Игре вообще дорога стать хитом в жанре "для весёлой компании". Но пока есть серьёзные препятствия, а именно:
1) сложное начисление победных очков, это враг лёгкости игр для компании.
2) сложное взаимодействие негативных и положительных эффектов, какие-то цепочки (чёрная полоса, белая полоса), за которые кто-то что-то получает, что опять же относится к первому пункту. =)
3) пока мало персонажей, от которых идёт эффект, но это додумать несложно.
4) непонятно, зачем семья каждому игроку, если он никак не может повлиять на летящие в эту семью эффекты от других игроков.
Несмотря на это всё, мне игра очень понравилась. Павлу я пожелаю довести игровой процесс до нужной игровой кондиции, а остальным ждать игру на прилавках, ибо она того стОит! (Издатели, Ау! Внимательно!)
Москва.
Я знаком с "Космонавтами" и "Лабиринтом зеркал" Юры Ямщикова. Так как игры для меня оказались интересными, я очень хотел попробовать его новое детище.
В "Москве" мы занимаемся застройкой зданий разных видов и получаем очки за грамотно установленные строения.
Так, например, поставив белый бизнес-центр(?) мы можем получить по 3 очка за каждое зелёное строение вокруг нашего здания. Или поставив театр (бело-зелёный фон), мы получим по 4 очка за каждое белое здание, стоящее рядом ортогонально (вертикально и горизонтально). Разновидностей получения очков достаточно много, там и вокруг, и рядом, и от здания по прямой, и по диагонали... =)
В свой ход можно либо взять себе здание в руку, либо поставить парочку на поле. Выставил - сразу считай очки за бонусы. Интересно, что можно делать постройку вторым этажом, то есть поверх другой карты, но так за ход можно поставить только одно здание.
Вне хода можно резервировать места для постройки, где окромя вас никто ничего поставить не может. В общем, это почти все правила.
Вообще я немного расстроился, что игра абстрактна чуть больше, чем полностью. =) Я думал, там будет стройка, деньги, подработки и тд. А оказалось, что с столицей объединяют только картинки. =( Как абстракт, игра очень даже удалась, однако у меня есть одна претензия - резервирование мест. Оно работает как-то неправильно. Резервные места могут пролежать до конца игры и без штрафа! Может быть лучше сделать обязательное строительство на резервном месте в следущий ход? Раз застолбил, изволь! Но это надо тестировать. В остальном, игра очень даже готовая к плаванию. =)
-----------------------------------------------------------
В заключении...
Игрокон - это отличная штука. Каждый раз вместе с количеством посетителей и площадью увеличивается, что поделать и что посмотреть. Хочу поблагодарить организаторов и попросить их не бросать это благородное дело.
Я не буду разглагольствовать, что мероприятию не хватает или что лишнее, об этом уже многие в интернете высказывались. От себя скажу, что я готов посещать это мероприятие в любом виде и даже спокойно отношусь к платному входу. Для меня Игрокон уже стал некоей точкой настольного паломничества, причём наиболее доступной, чем Эссен, Мипл, Игросфера и тд.
Следующий, осенний, Игрокон я исключительно рекомендую посетить всем, кому интересны настольные игры и не только.
Первая часть отчёта тут.
Акватика.
С соавтором этой игры, Иваном Тузовским, мы уже давно виртуально общаемся через гильдию разработчиков настольных игр. В этом году Иван приехал из самого Челябинска, чтобы и Игрокон посмотреть, и своё показать из первых уст.
Сама игра находится уже в предпечатном состоянии, красиво оформлена (очень) и готова к изданию Правильными играми. Сроки плавающие, но направление твёрдое. =)
У каждого игрока есть стартовая столица (см. фото сверху) и первоначальная цель - исследовать три акватории (три карты). Во время исследования будем получать жемчужины, они же деньги, они же победные очки.
Для исследования нам понадобится рабочая сила, которую в самом начале игры мы собираем сами из того, что сами захотим (есть некоторые ограничения, но не очень большие). На фото справа снизу представлены 3 вида персонажей со своим уникальным набором характеристик. Если кратенько, то одни хорошо захватывают территории, другие хорошо их изучают, третьи хорошо их защищают. =) Что важно и не учтено на самих картах, так это характеристики по умолчанию, такие как, например, атака и защита: если с воином и его силой атаки 2 всё понятно, то из этого факта не становится логичным, что и другие персонажи могут нападать на акватории с силой 1. А это так!
В ваш ход для "освоения" (читай - покупки) доступны 3 акватории, но если разыграть свойство одного из ваших персонажей, то количество для выбора увеличивается на 3. Вы можете взять на освоение любое количество акваторий, лишь бы силёнок хватило на захват. Для захвата нужно отправить на захват столько своих подопечных, чтобы их суммарная сила атаки была равна возможной глубине освоения акватории.
Как только у вас появилась акватория, на неё также надо поставить своего подопечного для исследования глубин - каждый ход будет изучаться одна глубина, начиная с самого верха. Персонаж под названием "Исследователь" при установке на акваторию мгновенно изучает верхнюю глубину со всеми вытекающими. На глубинах могут быть различные бонусы типа такой: "получите столько очков, сколько разных по глубине акваторий вы исследуете сейчас". На самом деле всяческих бонусов множество, но сейчас просто навскидку не вспомнить.
Когда все глубины исследованы, всплываем на нулевую глубину (переворачиваем карты акваторий) и после этого можем менять столицу. А там тоже есть из чего выбрать, начать с того, что можно выбрать столицу, которая позволяет отжимать чужие акватории. =)
И так далее в том же духе, пока игроки не разберут нужное количество очков.
Разберу по порядку плюсы и минусы.
Минусы:
1) Сложные правила для того, чтобы окунуться в мир Акватики на ходу. Должно пройти какое-то игровое время, чтобы впитать всевозможные свойства и возможности. Это хорошо, что нам помогал сам автор, но к каждой копии автор не прилагается. Так что как минимум должны быть планшеты-подсказки по ходу игрока и шпаргалки по свойствам.
2) У нас присутствовал порядочный даунтайм, своего хода приходилось ждать минут 5-10. А если игрок скучает и тратит время впустую (особенно в настоящее время, когда "все бегут бегут бегут..." (С)В.Леонтьев =)), то эта игра может оказаться одноразовой, зависит от терпения и упёртости игроков.
Плюсы:
1) Интересный механизм изучения глубин. Если ты к нему хорошо адаптировался - за ход будешь получать много очков.
2) Отличное оформление
3) Отличная тематика, непохожая до появления игры "Abyss" ни на что. Я вообще эту игру воспринимаю не иначе как "Подводная эпоха Атлантиды".
4) Разные способы поведения, от агрессивного до мирного. Варьируются столицами, которые покупаешь в процессе игры.
Неоднозначное:
1) В игре отсутствует снежный ком развития игрока. Здесь присутствует конвеерное изучение акваторий - изучил, получил очки, сбросил. Плохо это или хорошо, опять же зависит от вкусов игрока. Любители "Гонки за галактику" или игр европейского стиля типа "Каменного века" могут быть недовольны этим. =)
2) Я считаю, что эта игра очень хорошо может пойти на планшетах. =)
Моё мнение сейчас - я бы сыграл в неё еще пару-тройку раз, но на двоих-троих максимум. Собирать удачные комбинации всегда интересно, а здесь это присутствует в лучшем виде. Но с динамикой игры надо что-то делать, если это ещё возможно.
В рюкзаке у меня прижилась маленькая коробочка с этой игрой. И как раз в перерыве между играми, чтобы уныло не ждать курящих, кушающих, слоняющихся, мы решили поиграть.
"Сплэш!" показал себя с лучшей стороны, что в принципе для меня уже не новость. =) Понравилось всем. Не зря же я уехал с Игрокона с 4 коробочками этой игры! Искренне рекомендую эту маленькую коробочку, в которой уместилось очень много удовольствия от процесса (и вообще читаем мой обзор).
Аэрос: Владыки драконов
Один из авторов игры тот же, что и в "Акватике", - Иван Тузовский.
Кто играл в любую из игр на колодостроение, очень быстро освоит и эту (близка по процессу к "Звездным империям", "Ascention"). Однако есть куча отличий, из явных и самх запомнившихся:
- у каждого идёт своя цепочка карт на покупку;
- всегда есть 2 варианта розыгрыша карты;
- есть 2 разновидности денег (или силы) - чёрная сила на атаку противника, белая - на покупку карт;
- несколько способов получения очков;
- Колоды игроков асимметричны.
Игра на двоих (пока что), процесс очень бодрый, так как играют одновременно. Но разыгрывать одновременно по одной карте оказалось как то...странно. Всё-таки в играх на колодостроение лучше делать не одновременные ходы, а последовательные, тк ждать долго здесь не приходится. А так возникает много путаницы типа "Я играю вторую карту", "Ой а я уже 4 разыграл и сделал вброс чёрных денег" и тд. Так что опять те же грабли: процесс, тема, механизмы - всё на отлично, но хромает динамика игрового процесса. =) А так подшлифовать и можно нести издателю, как мне показалось.
Ангелы и демоны.
Павел Атаманчук - один из самых перспективных авторов на нашем рынке, на мой взгляд. Один раз ему даже удалось выиграть в конкурсе авторов настольных игр! На этот раз он показывал несколько игр, одну из которых я успел попробовать.
У каждого игрока есть семья из 4 человек (папа, мама, сын, бабушка), каждый из которых имеет свой уровень стрессоустойчивости. Каждый раунд объявляется семья, которая будет подвержена влиянию ангелов и демонов (других игроков).
Влияние это происходит следующим образом. Один из игроков может разыграть карту на члена семьи, тем самым сотворив ему проблему от какого-то персонажа или наоборот, положительно этим же персонажем повлиять. Если игрок хочет, он может прочитать текст и тем самым атаковать, например, папу с определённой силой. Но сила может быть больше, если игрок сам придумает эффект, что побуждает его напрячь весь свой творческий потенциал. Если сила негативного эффекта была выше стрессоустойчивости члена семьи, то карточка этого члена семьи переворачивается и становится более недоступной для других негативных эффектов, а игрок, наславший эффект, должен получить победные очки. Негатив можно сбросить, соответственно, позитивным эффектом. Кстати позитив по-любому придётся придумывать самостоятельно. =)
Когда все игроки, кроме владельца семьи, сделают ход, раунд заканчивается. Ответственным за семью выбирается эффект, который произвёл на него самое большое впечатление, и хозяин этого эффекта награждается дополнительными очками. Если кратко, то это всё. Я оставлю за кадром все хитрые вычисления, которые сейчас есть в игре.
Тема игры и весь процесс в целом отличные! Текст на картах просто потрясающий! Игре вообще дорога стать хитом в жанре "для весёлой компании". Но пока есть серьёзные препятствия, а именно:
1) сложное начисление победных очков, это враг лёгкости игр для компании.
2) сложное взаимодействие негативных и положительных эффектов, какие-то цепочки (чёрная полоса, белая полоса), за которые кто-то что-то получает, что опять же относится к первому пункту. =)
3) пока мало персонажей, от которых идёт эффект, но это додумать несложно.
4) непонятно, зачем семья каждому игроку, если он никак не может повлиять на летящие в эту семью эффекты от других игроков.
Несмотря на это всё, мне игра очень понравилась. Павлу я пожелаю довести игровой процесс до нужной игровой кондиции, а остальным ждать игру на прилавках, ибо она того стОит! (Издатели, Ау! Внимательно!)
Москва.
Я знаком с "Космонавтами" и "Лабиринтом зеркал" Юры Ямщикова. Так как игры для меня оказались интересными, я очень хотел попробовать его новое детище.
В "Москве" мы занимаемся застройкой зданий разных видов и получаем очки за грамотно установленные строения.
Так, например, поставив белый бизнес-центр(?) мы можем получить по 3 очка за каждое зелёное строение вокруг нашего здания. Или поставив театр (бело-зелёный фон), мы получим по 4 очка за каждое белое здание, стоящее рядом ортогонально (вертикально и горизонтально). Разновидностей получения очков достаточно много, там и вокруг, и рядом, и от здания по прямой, и по диагонали... =)
В свой ход можно либо взять себе здание в руку, либо поставить парочку на поле. Выставил - сразу считай очки за бонусы. Интересно, что можно делать постройку вторым этажом, то есть поверх другой карты, но так за ход можно поставить только одно здание.
Вне хода можно резервировать места для постройки, где окромя вас никто ничего поставить не может. В общем, это почти все правила.
Вообще я немного расстроился, что игра абстрактна чуть больше, чем полностью. =) Я думал, там будет стройка, деньги, подработки и тд. А оказалось, что с столицей объединяют только картинки. =( Как абстракт, игра очень даже удалась, однако у меня есть одна претензия - резервирование мест. Оно работает как-то неправильно. Резервные места могут пролежать до конца игры и без штрафа! Может быть лучше сделать обязательное строительство на резервном месте в следущий ход? Раз застолбил, изволь! Но это надо тестировать. В остальном, игра очень даже готовая к плаванию. =)
-----------------------------------------------------------
В заключении...
Игрокон - это отличная штука. Каждый раз вместе с количеством посетителей и площадью увеличивается, что поделать и что посмотреть. Хочу поблагодарить организаторов и попросить их не бросать это благородное дело.
Я не буду разглагольствовать, что мероприятию не хватает или что лишнее, об этом уже многие в интернете высказывались. От себя скажу, что я готов посещать это мероприятие в любом виде и даже спокойно отношусь к платному входу. Для меня Игрокон уже стал некоей точкой настольного паломничества, причём наиболее доступной, чем Эссен, Мипл, Игросфера и тд.
Следующий, осенний, Игрокон я исключительно рекомендую посетить всем, кому интересны настольные игры и не только.
Спасибо за обзоры! Жаль, что никто не оценил главной фишки "Аэроса", но если не катит будущим игрокам одновременный ход, то пока лучше предложить другие, более очевидные и менее непривычные преимущества... тем более у нас с соавтором идейка родилась на этот счет, а она с одновременным ходом не сочетается))
ОтветитьУдалитьP.S. Над даунтаймом в "Акватике" уже работаем, но, как я уже где-то писал, тысячу лет и с десяток версий не было такого адского даунтайма... Хотел бы списать на шум да гам, но лучше подстрахуюсь, чем незастрахованным в русскую рулетку играть=)
Макс, спасибо за обе части статьи и отдельно за упоминание "Москвы"! На счет штрафов за неиспользованные стройки думали, но большого смысла, как мне кажется, нет - если игрок поставил стройку и не использовал, то он сам себе свинью и подложил, лишив на время очень нужной возможности занимать новые места.
ОтветитьУдалить