22 мая 2013 года состоялась минивсероссийская встреча настольщиков, главным поводом которой был спокойный и детальный разбор новой настольной игры европейского уровня (на данный момент прототипа), созданной отечественным автором! В результате мне очень захотелось написать о ней в своём родном блоге. =)
Для начала хочется эпично перечислить заседателей:
Для начала хочется эпично перечислить заседателей:
- Самый яркий представитель Архангельской игровой ячейки, член жюри конкурса разработчиков на Игросфере 2013, один из известнейших блоггеров рунета - Анна Юшина..."или просто Нюся"(С)
- Самый активный представитель Белгородской игровой ячейки, чрезвычайно сильный противник во всех жанрах игр, серьёзный коллекционер "коробочного картона" и не только - Николай Никифоров aka Crow.
- Представитель Московской игровой ячейки, участник конкурса Игросферы 2013, самый активный "тесеровец" среди собравшихся и просто виновник торжества - Павел Медведев aka Slim Slam Snaga.
- Представитель Струнинской игровой ячейки, победитель конкурса
Мистер мокрая футболкафутболок с настольной тематикой, обладатель приза за самый крутой новогодний отчет - Я!
(здесь должно быть фото, но к сожалению сам себя не снимал)
Как вы поняли, игра называется "Munivers de Paris", что в переводе означает что-то связанное с Парижем. =) Каждый из участников становится управляющим одного района Парижа, в котором ему предстоит через грамотную застройку зданиями доказать свое преимущество в эффективности управления над другими игроками и тем самым обеспечить себе кресло мэра города.
Внешний вид
Как бы можно было бы пропустить этот параметр, ведь мы говорим о прототипе. Но я должен отметить, что отношение Павла к своему детищу очень серьёзное и в этом плане даже на этой стадии проекта играть очень удобно и приятно. Тут тебе и плотный картон, и деревянные трёхуровневые фишки игроков, и деревянные плашки зданий с наклейками, и карточки в протекторах.... В общем всё сделано для того, чтобы не было даже намёка на отвлечение внимания у тестировщика/оценщика.
Итак, есть общее игровое поле с (слева-направо):
-местом под карты событий
-счетчиком голосов (победных очков)
-шкалами эффективности постройки зданий 4 типов
-счетчиком раундов (снизу слева уже)
-выкладкой зданий на продажу
У каждого игрока есть два собственных планшета: один для отображения доходности, другой - для размещения построенных зданий. Также на планшете со зданиями есть место для размещения специальных жетонов ссуд и скандалов.
Краткий обзор игрового процесса.
Объяснение начну с конца, от цели к процессу достижения.
Главная цель в игре - получить как можно больше голосов парижан (победных очков).
Голоса можно заработать несколькими способами:
1) С помощью карт достижений во время игры, что суть являются скрытыми мини-заданиями. К примеру "построить 3 уникальных здания", "иметь в руке 3 карты карьеры/достижений за исключением этой", "построить по 2 здания каждого типа" и тд.
2) С помощью нескольких уникальных зданий
3) Ежеквартальных итогов, зависящих от шкал эффективности застроек
4) Годовым итогом, зависящем от количества всего построенного.
5) ....и др.
Шкала эффективности 4 типов зданий. |
Основная борьба за очки ведётся как раз влиянием на шкалу эффективности своих построек. Влиять на шкалу будем главным образом строительством зданий в своём районе. Например строим Кафе (желтый цвет). Это уже нам даёт 1 очко по шкале эффективности. Если возьмем за пример конкретное кафе с фото сверху, нижнее левое, то увидим пару цветных кругляшей коричневого и зелёного цвета. Это означает, что если возле кафе построить супермаркет(зелёный) и булочную(коричневый) соответственно сторонам с указателями на кафе, то эффективность этого кафе вырастет еще на 2 позиции. Естественно, что и другие здания можно подбирать в связку таким образом, чтобы росла эффективность по каждому типу здания. Каждый 3 раунд, кроме последнего, сравнивается эффективность построек всех игроков и 1,2,3 места на каждом из шкал по типу здания премируется победными очками.
Игра ведётся ровно 12 раундов (на момент нашей встречи), каждый раунд состоит из следующих фаз:
1) Перемещение маркера на календаре на следующий месяц и появление новой карты событий. События влияют в основном на модификаторы 20-гранных кубиков, которые показывают очки, которые игроки получат в конце игры за определённые заслуги, и на стоимость закупки отдельных типов зданий.
2) Доход. Игроки получают 10 евро плюс бонусы от количества и парности(пары желтых, пары зеленых и тд) построенных зданий.
3) Покупка. Игроки в этой фазе обязаны приобрести 2 здания, находящихся сейчас в продаже.
4) Строительство. В эту фазу купленные здания можно разместить у себя на планшете, небесплатно. =) Можно конечно не строить, но это заведомо проигрыш (проверено).
5) Карьера. В этой фазе за денежки опять же можно сыграть карточки карьеры/достижений. Карты исходя из названия можно применять и так, и эдак. Правда как карьеру можно играть сколько угодно (были бы деньги), а вот достижение только один раз (но бесплатно). Через карты карьеры игроки взаимодействуют друг с другом (читай - могут ставить друг другу палки в колёса) и как раз эта та часть игры, которая немного разбавляет сухость евромеханизма.
6) Опросы. Играются в 3,6,9 месяцы. Сравниваем эффективность по 4 типам строений и получаем очки.
7) Выборы. Играется в 12 месяц. Сравниваем количество построенных зданий каждого типа и получаем очки.
8) Передача маркера первого игрока.
Шкалы эффективности во всей красе. Некоторые фишки обросли тельцем - это значит, что на второй круг уже пошли. =) |
В игре очень много различных нюансов, которыми я вас грузить не стал, рассказав при этом о главном. Если есть желание полностью почитать правила этой игры - добро пожаловать на страницу игры на Тесере.
Впечатления, послевкусия, эмоции и тд.
Ребята, это бомба! Я с гордостью заявляю, что вот она - игра европейского стиля, которая будет чувствовать на Шпиле себя как дома! Мы, игравшие в этот день, в один голос сказали, что игра не просто класс, а КЛАСС!
Нюсечка в шоке. =) |
А теперь утихомирим эмоции и прожуём всё более систематично.
Что понравилось:
- Целостность всего механизма игры, лишнего ничего нет и работает как часы.
- Постоянный анализ ситуации, который не даёт заскучать даже в моменты ожидания хода. А анализировать всегда есть что.
- Влияние случайного фактора в пределах допустимого.
Что не очень понравилось:
- Время партии. С объяснением правил 3.5 часа. Вторая партия, думаю, уже будет около 2 часов.
- Достаточно небольшая доля взаимодействия, хоть это и присуще играм европейской школы.
- Мне кажется, что в игре возможен кингмейкинг. Например я, достаточно отставший от всех, уже особо ничего не решая, мог ослабить кого-нибудь из лидеров.
- Нет фактора, который бы позволил нивелировать неудачный приход карт в руку (я несколько раундов не мог сыграть ни одной карты)
- Механизм ссуд лучше бы упростить
- Немного поработать над эргономикой надо, а также (ИМХО) не хватает атмосферных описаний на картах (Павел постоянно называет цветные плашки строительства булочными, кафе и тд, а карты действия и событий никаких названий не имеют =))
Несмотря на то, что в игре есть что подточить, она УЖЕ готова к употреблению, хоть завтра печатай. Однако буду честен - на издание в России я бы не надеялся. Тут есть два варианта решений - ехать и показывать проект в Эссен или издать игру через Игровед (они уже созрели для своих проектов), чтобы тот повёз игру в Эссен =). Наш потребитель не сможет в достаточной мере оценить игру и разобрать хотя бы один тираж.
В целом я хочу порекомендовать настольщикам, кто может, напроситься на тест игры, и автору поможете, и получите удовольствие. =) Сам же очень хочу опробовать игру еще раз и не раз, но боюсь пока со временем не получится.
______________________________________________________________________________
Главная часть закончена, хочется написать некий список рекомендаций для автора, так сказать подытожить всё, что обсудили при встрече и всё, на что хочу обратить внимание.
Я бы посоветовал:
1) убрать ссуды и заменить их деньгами, как ты сам, Паша, и хотел. Это правильное решение.
2) немного видоизменить упоминание строений на картах , поместить их аббревиатуры в соответствующие цветные квадраты. Так игрок будет намного быстрее воспринимать информацию, а уж если вспомнить о том, что с игрой предстоит знакомить с кучей новичков, так вообще надо обязательно сделать. Да и фишки игроков в идеале не должны совпадать по цвету с плашками зданий, это может запутать.
3) переделать основное игровое поле, сделав шкалы эффективности прямыми.
4) подумать над альтернативой, когда не можешь сыграть ни одной карты
5) подумать о денежной системе. Волокита с деньгами отнимает достаточно времени. (ну это так, необязательно)
6) больше эргономики. чем легче обращаться с игрой, тем меньше время партии.
Остальное вспомним, обсудим в комментариях. =)
Кстати все играющие, кроме меня, могли победить у автора...Но всё обошлось =) |
Проблема издания в СНГ с желанием вывезти в ЕС - это прежде всего качество и стоимость компонентов.
ОтветитьУдалитьНужно печатать на западном заводе. У этой игры других вариантов нет.
Напечатать экспортный вариант игры качественно можно, державшие Блиндаж это видели. Но со стоимостью правда.
УдалитьДобавь еще экспорт\импорт, транспортировка, сертификация игры.
УдалитьНу и адские у тебя условия размещения комментариев, можно список пользователей завести, для которых проверки случайных слов не нужны?
да, до сих пор не научился с блогспотом этим общаться, а переезжать куда-либо уже совсем не хочется. Ставишь капчу - вообще не пробьёшся, убираешь всю защиту - спамят как из автомата.
УдалитьНу а если сделать экспортный вариант, показать и продать лицензию?
Давай на Тесеру перейдём, там комменты лучше и запись уже готова.
УдалитьВремя партии нужно обрезать до полутора часов без объяснения правил и двух часов с объяснением правил. Иначе издатели будут разбегаться в ужасе.
ОтветитьУдалитьА как же класс тяжелых еврогеймов в принципе? мне кажется, что 2-2.5 часа это уже нормально. Но это только ИМХО
Удалитьнене... Ден прав. я тож самое говорю. игра получилась по-настоящему еврохардкорной, но для евро время партии должно быть 1,5 часа, т.к. монотонность действий начинает чувствоваться. каждый раунд происходит одно и то же.
УдалитьУх ты, здорово! Рад что у нас появляются достойные евроигры!
ОтветитьУдалитьХотя игру со временем более 1.5 часов имхо издать на порядок сложнее даже в Европе.
Удалить/это я же, просто правильно залогинившийся/