четверг, 23 мая 2013 г.

Отечественное. Обзор игры "Munivers de Paris"

22 мая 2013 года состоялась минивсероссийская встреча настольщиков, главным поводом которой был спокойный и детальный разбор новой настольной игры европейского уровня (на данный момент прототипа), созданной отечественным автором! В результате мне очень захотелось написать о ней в своём родном блоге. =)



Для начала хочется эпично перечислить заседателей:

  • Самый яркий представитель Архангельской игровой ячейки, член жюри конкурса разработчиков на Игросфере 2013, один из известнейших блоггеров рунета - Анна Юшина..."или просто Нюся"(С)




  • Самый активный представитель Белгородской игровой ячейки, чрезвычайно сильный противник во всех жанрах игр, серьёзный коллекционер "коробочного картона" и не только - Николай Никифоров aka Crow.

  • Представитель Московской игровой ячейки, участник конкурса Игросферы 2013, самый активный "тесеровец" среди собравшихся и просто виновник торжества - Павел Медведев aka Slim Slam Snaga.

  • Представитель Струнинской игровой ячейки, победитель конкурса Мистер мокрая футболка футболок с настольной тематикой, обладатель приза за самый крутой новогодний отчет - Я!
(здесь должно быть фото, но к сожалению сам себя не снимал)


Как вы поняли, игра называется "Munivers de Paris", что в переводе означает что-то связанное с Парижем. =) Каждый из участников становится управляющим одного района Парижа, в котором ему предстоит через грамотную застройку зданиями доказать свое преимущество в эффективности управления над другими игроками и тем самым обеспечить себе кресло мэра города.


Внешний вид

Как бы можно было бы пропустить этот параметр, ведь мы говорим о прототипе. Но я должен отметить, что отношение Павла к своему детищу очень серьёзное и в этом плане даже на этой стадии проекта играть очень удобно и приятно. Тут тебе и плотный картон, и деревянные трёхуровневые фишки игроков, и деревянные плашки зданий с наклейками, и карточки в протекторах.... В общем всё сделано для того, чтобы не было даже намёка на отвлечение внимания у тестировщика/оценщика.

Итак, есть общее игровое поле с (слева-направо):
-местом под карты событий
-счетчиком голосов (победных очков)
-шкалами эффективности постройки зданий 4 типов
-счетчиком раундов (снизу слева уже)
-выкладкой зданий на продажу

У каждого игрока есть два собственных планшета: один для отображения доходности, другой - для размещения построенных зданий. Также на планшете со зданиями есть место для размещения специальных жетонов ссуд и скандалов.


Краткий обзор игрового процесса.

Объяснение начну с конца, от цели к процессу достижения.
Главная цель в игре - получить как можно больше голосов парижан (победных очков).

Голоса можно заработать несколькими способами:
1) С помощью карт достижений во время игры, что суть являются скрытыми мини-заданиями. К примеру "построить 3 уникальных здания", "иметь в руке 3 карты карьеры/достижений за исключением этой", "построить по 2 здания каждого типа" и тд.
2) С помощью нескольких уникальных зданий
3)  Ежеквартальных итогов, зависящих от шкал эффективности застроек
4) Годовым итогом, зависящем от  количества всего построенного.
5) ....и др.
Шкала эффективности 4 типов  зданий.
Основная борьба за очки ведётся как раз влиянием на шкалу эффективности своих построек. Влиять на шкалу будем главным образом строительством зданий в своём районе. Например  строим Кафе (желтый цвет). Это уже нам даёт 1 очко по шкале эффективности. Если возьмем за пример конкретное кафе с фото сверху, нижнее левое, то увидим пару цветных кругляшей коричневого и зелёного цвета. Это означает, что если возле кафе построить супермаркет(зелёный) и булочную(коричневый) соответственно сторонам с указателями на кафе, то эффективность этого кафе вырастет еще на 2 позиции. Естественно, что и другие здания можно подбирать в связку таким образом, чтобы росла эффективность по каждому типу здания. Каждый 3 раунд, кроме последнего, сравнивается эффективность построек всех игроков и 1,2,3 места на каждом из шкал по типу здания премируется победными очками.

Внизу слева коричневая булочная имеет эффективность 2 (1 сама за себя, 1 за соседство с синим жилым домом), зелёный маркет имеет эффективность 2 (1 сам за себя, 1 за соседство с булочной), жёлтое кафе имеет эффективность 2 (1 сам за себя, 1 за соседство с маркетом). Оранжевые здания уникальные и на шкалу эффективности не влияют, но имеют порой очень крутые эффекты.
Игра ведётся ровно 12 раундов (на момент нашей встречи), каждый раунд состоит из следующих фаз:
1) Перемещение маркера на календаре на следующий месяц и появление новой карты событий. События влияют в основном на модификаторы 20-гранных кубиков, которые показывают очки, которые игроки получат в конце игры за определённые заслуги, и на стоимость закупки отдельных типов зданий.
2) Доход. Игроки получают 10 евро плюс бонусы от количества и парности(пары желтых, пары зеленых и тд) построенных зданий.
3) Покупка. Игроки в этой фазе обязаны приобрести 2 здания, находящихся сейчас в продаже.
4) Строительство. В эту фазу купленные здания можно разместить у себя на планшете, небесплатно. =) Можно конечно не строить, но это заведомо проигрыш (проверено).
5) Карьера. В этой фазе за денежки опять же можно сыграть карточки карьеры/достижений. Карты исходя из названия можно применять и так, и эдак. Правда как карьеру можно играть сколько угодно (были бы деньги), а вот достижение только один раз (но бесплатно). Через карты карьеры игроки взаимодействуют друг с другом (читай - могут ставить друг другу палки в колёса) и как раз эта та часть игры, которая немного разбавляет сухость евромеханизма.
6) Опросы. Играются в 3,6,9 месяцы. Сравниваем эффективность по 4 типам строений и получаем очки.
7) Выборы. Играется в 12 месяц. Сравниваем количество построенных зданий каждого типа и получаем очки.
8) Передача маркера первого игрока.

Шкалы эффективности во всей красе. Некоторые фишки обросли тельцем - это значит, что на второй круг уже пошли. =) 
В игре очень много различных нюансов, которыми я вас грузить не стал, рассказав при этом о главном. Если есть желание полностью почитать правила этой игры - добро пожаловать на страницу игры на Тесере.


Впечатления, послевкусия, эмоции и тд. 

Ребята, это бомба! Я с гордостью заявляю, что вот она - игра европейского стиля, которая будет чувствовать на Шпиле себя как дома! Мы, игравшие в этот день, в один голос сказали, что игра не просто класс, а КЛАСС! 
Нюсечка в шоке. =)

А теперь утихомирим эмоции и прожуём всё более систематично.
Что понравилось:
- Целостность всего механизма игры, лишнего ничего нет и работает как часы.
- Постоянный анализ ситуации, который не даёт заскучать даже в моменты ожидания хода. А анализировать всегда есть что.
- Влияние случайного фактора в пределах допустимого.

Что не очень понравилось:
- Время партии. С объяснением правил 3.5 часа. Вторая партия, думаю, уже будет около 2 часов.
- Достаточно небольшая доля взаимодействия, хоть это и присуще играм европейской школы.
- Мне кажется, что в игре возможен кингмейкинг. Например я, достаточно отставший от всех, уже особо ничего не решая, мог ослабить кого-нибудь из лидеров.
- Нет фактора, который бы позволил нивелировать неудачный приход карт в руку (я несколько раундов не мог сыграть ни одной карты)
- Механизм ссуд лучше бы упростить
- Немного поработать над эргономикой надо, а также (ИМХО) не хватает атмосферных описаний на картах (Павел постоянно называет цветные плашки строительства булочными, кафе и тд, а карты действия и событий никаких названий не имеют =)) 

Несмотря на то, что в игре есть что подточить, она УЖЕ готова к употреблению, хоть завтра печатай. Однако буду честен - на издание в России я бы не надеялся. Тут есть два варианта решений - ехать и показывать проект в Эссен или издать игру через Игровед (они уже созрели для своих проектов), чтобы тот повёз игру в Эссен =). Наш потребитель не сможет в достаточной мере оценить игру и разобрать хотя бы один тираж.

В целом я хочу порекомендовать настольщикам, кто может, напроситься на тест игры, и автору поможете, и получите удовольствие. =) Сам же очень хочу опробовать игру еще раз и не раз, но боюсь пока со временем не получится.
______________________________________________________________________________

Главная часть закончена, хочется написать некий список рекомендаций для автора, так сказать подытожить всё, что обсудили при встрече и всё, на что хочу обратить внимание. 
Я бы посоветовал:
1) убрать ссуды и заменить их деньгами, как ты сам, Паша, и хотел. Это правильное решение.
2) немного видоизменить упоминание строений на картах , поместить их аббревиатуры в соответствующие цветные квадраты. Так игрок будет намного быстрее воспринимать информацию, а уж если вспомнить о том, что с игрой предстоит знакомить с кучей новичков, так вообще надо обязательно сделать. Да и фишки игроков в идеале не должны совпадать по цвету с плашками зданий, это может запутать.
3) переделать основное игровое поле, сделав шкалы эффективности прямыми.
4) подумать над альтернативой, когда не можешь сыграть ни одной карты
5) подумать о денежной системе. Волокита с деньгами отнимает достаточно времени. (ну это так, необязательно)
6) больше эргономики. чем легче обращаться с игрой, тем меньше время партии. 

Остальное вспомним, обсудим в комментариях. =) 
Кстати все играющие, кроме меня, могли победить у автора...Но всё обошлось =)

10 комментариев:

  1. Проблема издания в СНГ с желанием вывезти в ЕС - это прежде всего качество и стоимость компонентов.

    Нужно печатать на западном заводе. У этой игры других вариантов нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Напечатать экспортный вариант игры качественно можно, державшие Блиндаж это видели. Но со стоимостью правда.

      Удалить
    2. Добавь еще экспорт\импорт, транспортировка, сертификация игры.

      Ну и адские у тебя условия размещения комментариев, можно список пользователей завести, для которых проверки случайных слов не нужны?

      Удалить
    3. да, до сих пор не научился с блогспотом этим общаться, а переезжать куда-либо уже совсем не хочется. Ставишь капчу - вообще не пробьёшся, убираешь всю защиту - спамят как из автомата.

      Ну а если сделать экспортный вариант, показать и продать лицензию?

      Удалить
    4. Давай на Тесеру перейдём, там комменты лучше и запись уже готова.

      Удалить
  2. Время партии нужно обрезать до полутора часов без объяснения правил и двух часов с объяснением правил. Иначе издатели будут разбегаться в ужасе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А как же класс тяжелых еврогеймов в принципе? мне кажется, что 2-2.5 часа это уже нормально. Но это только ИМХО

      Удалить
    2. нене... Ден прав. я тож самое говорю. игра получилась по-настоящему еврохардкорной, но для евро время партии должно быть 1,5 часа, т.к. монотонность действий начинает чувствоваться. каждый раунд происходит одно и то же.

      Удалить
  3. Ух ты, здорово! Рад что у нас появляются достойные евроигры!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хотя игру со временем более 1.5 часов имхо издать на порядок сложнее даже в Европе.
      /это я же, просто правильно залогинившийся/

      Удалить